В конце января прошел 10-й по счету самый красивый конкурс, ставший украшением культурной жизни Казани, «Мисс Татарстан – 2008». Шанс быть признанными самыми красивыми девушками республики у жительниц Татарстана появился благодаря Изольде Сахаровой, которая создала конкурс «Мисс Татарстан». Женщине, которая на протяжении нескольких лет была региональным директором конкурса «Мисс Россия» и выбирала девушек для представления нашей республики в финале. Она ездила по стране и изучала, как это делают другие. А потом решила попробовать создать и в Татарстане собственный конкурс. С этим предложением она обратилась к президенту Минтимеру Шариповичу Шаймиеву.
– Изольда Генриевна, сложно было организовать конкурс «Мисс Татарстан»?
– Да, действительно сложно, но это было 10 лет назад. Были такие люди, которые говорили, что у нас мусульманская республика и то, что конкурсантки выходят на сцену, неприлично, а то, что они в купальниках – так вообще безобразие! Но я думаю, что ситуация-то очевидная, ведь большинство людей, живущих в нашей республике, понимают, что мы не являемся какой-то замкнутой страной, где носят паранджу. Мне кажется, что подобные разговоры скорее велись с целью просто ничего не делать. Но все началось благополучно. Минтимер Шарипович наложил резолюцию «Поддерживаю» на наше обращение к нему. А на нашем первом конкурсе в зале присутствовала супруга президента.
– Чем ваш конкурс отличается от других «красивых» конкурсов?
– Мы всегда стараемся проводить конкурс «Мисс Татарстан» таким образом, чтобы показать своеобразие культуры, женской красоты и колорита татарского народа. Но не с точки зрения дипломатических ходов. Я искренне это делаю, поскольку мы живем в уникальном месте на стыке Востока и Запада, где многими поколениями создан богатый культурный слой. И это является основополагающим для нашего конкурса. А если сравнивать «Мисс Татарстан» по качеству проведения, я стараюсь в меру своих сил и возможностей с каждым годом делать его все лучше. А как получается, это оценивает общественность.
Думаю, что конкурс красоты – хорошее и нужное дело. Оно украшает нашу жизнь и заставляет думать о прекрасном не только в смысле красивых ножек и симпатичных личиков, но и о более глубоком. О том, что есть красота в целом, и женская красота в частности. Я убеждена в том, что женская красота – часть культуры, генофонд нации. Если говорить о нынешнем годе, который объявлен Годом семьи, я думаю, что как раз та задача, которую ставит перед собой конкурс и общественная организация «Мисс Татарстан» – воспитание будущей женщины – супруги, матери, полноценной личности – и есть главное для создания настоящей здоровой и красивой семьи. Мы стараемся воспитать девушек так, чтобы они понимали, что быть красивой – это не только реснички подкрасить, волосы уложить или дорогую вещичку нацепить с лейблом... Красота – это нечто другое, основанное на духовности и внутреннем наполнении.
– Уровень девушек год от года меняется?
– Деятельность нашей организации направлена на то, чтобы воспитывать и подготавливать девушек. А конкурсное движение становится более широким. Подготовка идет на местах, в городах, на базе модельных агентств, театров моды и творческих коллективов. Мы находим поддержку на уровне администраций городов. Если раньше на отборочные туры к нам приходили девушки случайные (шла мимо, почему бы и не попробовать, я ж красивая), то сейчас уже приходят подготовленные, которые понимают, что, кроме того, что есть природные данные, нужно еще обладать умением себя преподнести в рамках шоу, происходящего на большой сцене. Конкурсанткам нужно готовиться, приобретать навыки артистизма, преодолевать зажатости, которые свойственны обычному человеку.
– Конкурсантки намерены продолжать карьеру модели?
– Кто-то продолжать, кто-то начинать… Но целью не является только подготовка к работе в модельном бизнесе. Она идет параллельно конкурсу, и, надо сказать, есть великолепные результаты. На конкурс приезжают многочисленные представители международных модельных агентств. И мы предоставляем девушкам широкие возможности. Если девушка решает посвятить себя модельному бизнесу, почему бы и нет. Она сама выбирает, что для нее является приоритетным. Однако я считаю, что карьера модели ни в коем случае не должна помешать получить образование. Поскольку не может девушка быть по-настоящему красивой, если она малообразованна и не является полноценной личностью. Конкурс нацелен на самосовершенствование девушек. Поднимаясь на сцену, участницы имеют возможность убедиться в своих силах, увидеть себя с другой стороны, повысить самооценку (но ни в коем случае речь не идет о высокомерии).
– Звездная болезнь появляется у ваших подопечных?
– Иногда появляется. И мы активно боремся с этим. Не назидательно, менторски, а стараемся достучаться через сердце и через голову, чтобы девушка прочувствовала, оценила и поняла сама, что это ненастоящее, фальшивое. Большинство девушек, конечно, справляются с этой проблемой достойно.
– Любимицы у вас есть?
– Кто-то, конечно, наиболее симпатичен, и субъективность нормальна. Но это никак не отражается ни на чем. Наоборот, даже возникают обиды. Потому что в конкурсе принимают участие наши воспитанницы и модели агентства «Мисс Татарстан». Они находятся в абсолютно равной ситуации. И возникает момент обиды, если побеждает кто-то другой, не обязательно наша девушка. Многочисленное жюри, которое мы приглашаем на конкурс, безусловно, высокопрофессионально и компетентно и отдает предпочтение тем, кто, по мнению большинства, лучше. Моя субъективность выражается только в том, что есть один голос в нашем многочисленном жюри. И только! Я никогда не настаиваю и не высказываю категоричных мнений на этот счет. Очень важно, чтобы конкурс был объективным. Если мы будем устраивать какой-то коллективный междусобойчик, у конкурса не будет будущего.
– Вне конкурса поддерживаете отношения со своими подопечными?
– Безусловно. Во-первых, у финалисток «Мисс Татарстан» есть обязательства перед дирекцией конкурса. Они должны участвовать в разных презентационных акциях. Во-вторых, сохраняются дружеские отношения. Девушки очень сожалеют, что закончилась феерия праздника. Но они приходят сюда, как в родной дом. И мы стараемся, чтобы шлейф конкурса – атмосфера добра, любви и красоты сохранилась в их сердцах.
– Параметры красоты год от года меняются?
– Понимание красоты зависит от социальной среды. Представление человека о красоте происходит на уровне интуиции. Меня спрашивают: «А по каким критериям оценивается красота?» Критерий, на мой взгляд, один: нравится или не нравится! С одной стороны, это простой критерий, а с другой – очень глубокое понятие, где все сходится. Человек должен быть и строен, и красив, и интеллектуален, и харизму иметь. То есть все, что понятие красоты во все времена включало в себя. По параметрам, думаю, изменений особо нет. Но может быть в сторону увеличения роста, потому что идет естественный процесс акселерации. Не могу сказать, что за 10 лет что-то принципиально изменилось.
– Медицинские обследования на предмет анорексии проводятся?
– Эта история с анорексией, на самом деле, акцентирована не на том, что надо. Есть психические отклонения у людей. Если больной человек, значит это проблема медицины, а не модельного бизнеса.
– У какой девушки есть шанс стать «Мисс Татарстан?»
– Во-первых, нужно учитывать рамки конкурса – действие происходит на сцене. Великолепных и красивых девушек и женщин много. Но нужно уметь выйти на сцену, иметь для этого характер. Надо суметь достойно преподнести то, что вы имеете, природное и приобретенное, и уметь сделать это ярко и убедительно.
– Как вы относитесь к пластической хирургии?
– Нужно держаться «золотой середины». Если можно с помощью пластической хирургии решить вопросы, связанные с психологической зависимостью от какой-то ерунды, то почему бы и нет. Но не нужно этот метод превращать в какую-то бутафорию, когда человек переделывает себя глобально. Вообще к этому вопросу надо подходить осторожно, все очень индивидуально.
– Говорят, что некрасивых женщин не бывает, что вы посоветуете читательницам, чтобы быть красивыми?
– Когда к нам приходят в школу девушки, я задаю вопрос: «Вы себя считаете индивидуальностью?» И, как правило, в глубине души, они себя так и позиционируют. Но вот во внешних проявлениях это не всегда гармонично. Каждый человек уникален, и с этого надо начинать. Суметь полюбить себя (в хорошем смысле слова, без высокомерия). Красота – это доброта. Нет доброты, значит, нет красоты. Какие бы точеные формы вы не имели, без души красоты не будет в истинном ее понимании. Лишь жалкие попытки копирования. Женщинам можно посоветовать внимательно относиться к себе и уделять себе время. Это крайне тяжело делать, тем более, человеку занятому. И еще нужно искать стимулы для того, чтобы быть красивой. Эмоционально себя наполнять, искать вдохновение. Великая Коко Шанель сказала: «Если женщина к 30 годам некрасива, значит она просто не умна».