Сегодня депутаты Казанской городской думы приняли Генеральный план Казани. «План Метшина», как в шутку называли его в кулуарах Ратуши, на самом деле – плод работы сотен людей и десятков организаций самого разного уровня. Неслучайно на судьбоносное для города заседание думы приехал председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, который в своем обращении к депутатам гордумы призвал их внимательно отнестись к принятию генерального плана.
«Ошибка при принятии генерального плана может дорого обойтись если не сегодня, то завтра, – подчеркнул спикер Госсовета, – за Казань ответственны в первую очередь вы, но и руководство республики не может остаться в стороне. Наш президент Минтимер Шарипович очень тщательно выслушивал все доклады и предложения по генеральному плану, и давал свои советы по поводу того, как нам развивать нашу столицу. Теперь нам нужно так построить свою работу, чтобы через 15-17 лет мы, или те, кто будет после нас, сказали, что Казанская городская дума выбрала правильный путь развития».
Мэр Казани Ильсур Метшин, в свою очередь, подчеркнул важность события не только для Казани, но и для всей республики.
«Для города это основной документ, регламентирующий его работу, – отметил Ильсур Раисович, – принятие генплана позволит увеличить инвестиции в Казань, создаст дополнительную туристическую привлекательность и укрепит наш город в рейтинге ведущих столиц России и ближнего зарубежья».
Итак, что же нас и наших детей ждет в ближайшее (и не только) время. По документу расчетный срок действия генплана – 2020 год, а первую его очередь планируют реализовать уже к 2010-му году. Расчеты показали, что численность населения на 2050 год составит 1,5 миллиона человек.
Увеличение численности горожан требует серьезного увеличения показателей жилищной обеспеченности. Если в 2006 году данный показатель составлял 20,6 квадратных метра на человека, то к 2020 году уровень жилищной обеспеченности должен вырасти до 31 квадратного метра, а к 2050 году – до 39 квадратных метров. Активное жилищное строительство предполагает наличие свободной земли, но анализ городской территории, площадь которой составляла 42,5 тысяч гектаров, показал, что свободных либо неэффективно используемых земельных участков, практически не осталось. Для решения данной проблемы было предложено увеличение территории города на 18,8 тысячи гектаров до общей площади в 61,3 тысячи га.
«Одним из приоритетных направлений развития города должна стать реконструкция исторического центра, – заявил выступивший с докладом и.о. председателя горисполкома Рафис Бурганов, – с возможным переносом располагающихся сегодня там экологически вредных и малорентабельных предприятий. Это путевое хозяйство, складские территории центрального вокзала, северный участок объединения «Мелита», фабрика «Заря», объединение «Спартак» и другие объекты».
Проект генплана предусматривает формирование системы кольцевых и радиальных магистралей общегородского значения, а также развитие сети районных магистралей. Предусматривается завершение строительства Большого Казанского кольца, Малого Казанского кольца, а также основных радиальных магистралей – Мамадышского и Вознесенского тракта, магистрали в Салмачах, магистрали от Оренбургского тракта до обходной магистрали М-7, реконструкция Горьковского шоссе. Предполагается строительство новых и реконструкция существующих транспортных развязок, внеуличных пешеходных переходов.
Что касается сети городского пассажирского транспорта, то здесь главным является обеспечение транспортной связи крупных жилых районов с центром города и объектами массового посещения скоростными видами транспорта. Приоритет в развитии городского электротранспорта отдается в первую очередь метрополитену. Первая линия (21 километр) казанского метрополитена должна соединить станцию «Заводскую» Авиастроительного района со станцией «Азино», вторая – Разъезд Восстания со станцией «Компрессорная» – восемь км.
Возвращаясь к анализу генерального плана 1969 года, следует подчеркнуть важность завершения к 2020 году обоих линий метрополитена, которые составят 29 км.
В части развития инженерной инфраструктуры запланированы строительство нового подземного водозабора «Столбищи», ликвидация всех подземных водозаборов на территории города по причине несоответствия их нормативным требованиям, перекладка уличных сетей центральной части города по причине высокого износа (свыше 90 процентов) и создание кольцевой сети водопровода.
Вопросов в «плане Метшина» охвачено множество. Теперь, после принятия самого генплана, у городских властей есть три месяца на разработку плана реализации, а уж потом приступим. Работы хватит всем.