Очень жестко решили теперь работать республиканские медицинские власти с поставщиками лекарств для так называемого «дополнительного лекарственного обеспечения». Об этом сегодня говорили руководители минздрава Татарстана на прошедшем в кабмине брифинге. Бесплатные лекарства – головная боль не только тех, кто выстаивает за ними длинные очереди и ждет порой по нескольку недель, но и тех, кто должен обеспечивать их наличие в аптеках. Согласитесь, неприятно, когда льготник может в лицо тебя спросить, а отчего это, дорогой товарищ, в аптеке за деньги можно купить все, а по бесплатному рецепту их днем с огнем не сыщешь.
Кстати, нужно заметить, что наличие лекарств за деньги при их отсутствии в бесплатном доступе – это совсем не парадокс. Это, что называется, два разных потока. Федеральные поставщики работают по своей системе закупок и распространения в регионах, а частники имеют возможность привозить необходимые лекарства более оперативно.
По состоянию на 14 декабря в Татарстан поступило лекарств на общую сумму один миллиард и без малого 34 миллиона рублей, а уже отпущено бесплатных лекарств на один миллиард 228 миллионов. На так называемом «отсроченном» обслуживании, то есть непосредственно застрявших в аптеках и ждущих своего счастливого часа, находятся почти семь тысяч рецептов, что хотя и составляет менее одного процента от выписанных, но, в любом случае, впечатляет.
«Сейчас мы делаем все, для того чтобы татарстанцы не испытывали нужды в лекарствах, – говорит генеральный директор ГУП «Таттехмедфарм» Нияз Галиуллин, – мы участвовали в конкурсе, выиграли его, и сейчас препараты, которые должны были поставить, у нас уже находятся на складе. В первых числах января развезем их по аптекам, чтобы к тому времени, как поликлиники начнут выписывать рецепты, лекарства в нужных количествах были».
Но далеко не во всех аптеках льготные лекарства вам, в принципе, захотят давать. 147 аптек и 42 аптечных пункта – это весь ареал распространения бесплатных лекарств. Для Татарстана – совсем немного. Зато врачей и фельдшеров, которые имеют право выписать подобный рецепт почти шесть тысяч. Вот и мучаются порой 411 099 татарстанских льготников, препаратов для которых порой не хватает. Впрочем, есть для этого и объективные причины.
«Нехватка лекарств часто никак не связана с бездействием фирм, выигравших конкурс на поставку тех или иных медикаментов, – свидетельствует руководитель Росздравнадзора РТ Рустэм Сафиуллин, – иногда какие-то препараты просто перестают производить, иногда Минздрав РФ задерживает регистрацию препаратов. Но если человек, который имеет право на льготное лекарственное обеспечение, не может в течение 10 дней получить лекарство по своему рецепту, мы принимаем меры. Выдаем предписания, к примеру, тому же ГУП «Таттехмедфарм» с требованием обеспечить необходимым лекарством или его аналогом».
Кстати, именно это предприятие одного только инсулина за год на свои деньги закупило на 10 миллионов.
Как бы то ни было, льготники, видимо, не очень-то верят в схему распределения бесплатных таблеток. Иначе чем объяснить то, что в части лекарственного обеспечения «отказниками» стало почти 70 процентов татарстанцев. Выбор, прямо скажем, очень сомнительный. Ведь если вы откажетесь от соцпакета, то в течение следующего года будете получать только денежные выплаты, на получение льготных медикаментов не рассчитывайте – даже если у вас обнаружится более серьезное заболевание, требующее дорогостоящего лечения.
Например, диабетикам, или онкобольным, отказ от льгот грозит постоянно пустым кошельком. Так что подумать придется хорошенько.
«Мы прилагали большие усилия, чтобы привлечь внимание заинтересованных граждан к тому, что в системе ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения) оставаться надо, говорит министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов, – эта система, несмотря на все проблемы, нужна, она работает и приносит ощутимые результаты. В дальнейшем будет реформироваться с одной единственной целью – быть наиболее эффективной. В частности требует переосмысления дележ льготников на федеральных и региональных».
Обнадеживающие новости есть для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также тех, кто перенес трансплантацию органов или тканей. Лекарства им будут обеспечиваться государственным контрактом, который заключен все с тем же «Таттехмедфармом».
По некоторым другим контрактам еще с прошлого года осталось немало вопросов – фирмы не всегда добросовестно относились к своим обязанностям и не вовремя поставляли лекарства в аптеки. Теперь, по словам Айрата Фаррахова, со всеми поставщиками договоры будут заключаться на жестких финансовых условиях и с гарантийным залогом, так что проблем, которые периодически возникали в этом году, вроде бы быть не должно.
Буквально на прошлой неделе один из поставщиков поставил на грань жизни и смерти больных гемофилией. По словам руководителей минздрава, сейчас ситуация нормализовалась. Надолго ли?