Перемещение по Казани в общественном транспорте, особенно в часы пик, превратилось для горожан в настоящий экстрим. В сводках ГИБДД нередко сообщается о травмах, которые получили пассажиры, едущие в автобусе. И даже у менее подверженного аварийным ситуациям метро в начале рабочий недели собрались машины пожарной и «скорой помощи».
В казанском метрополитене в понедельник утром был настоящий аншлаг: все вагоны поезда битком были набиты людьми (причем влезть смогли далеко не все желающие). Правда, связано это не с тем, что горожане все разом решили предпочесть метро наземному транспорту: движение остановилось.
«Когда я пришла на станцию метро, вагоны все были почти полными. Еще на входе люди сказали, не спешите, поезд стоит уже минут 15. Я спросила у работников метрополитена, что случилось и поедет ли поезд, мне объяснили, что произошла небольшая техническая неполадка, минут через пять поедет, – рассказывает пассажирка Альфия Калмыкова. – Правда, через пять минут мы никуда не поехали, машинист через громкую связь еще раз объявил, что поезд отправится через пять минут. Так объявляли несколько раз. Минут через 15-20 мы поехали».
Прибыв на конечную станцию метро «Кремлевская», пассажиры увидели сотрудников МЧС у поезда, находившегося на противоположном пути. На улице стояли машины «скорой помощи» и пожарные бригады. На вопрос корреспондента 116.ru «Что случилось?» главный инженер МУП «Метроэлектротранс» Эльмир Закиров раздраженно бросил: «Без комментариев!»
Сотрудники МЧС оказались более разговорчивыми и объяснили, что в поезде произошло короткое замыкание, из-за которого возникло задымление вагона. Неполадки устранили, и поезда начали ездить в обычном режиме (правда, куда отправили вышедший из строя поезд, узнать не удалось). В пресс-службе МЧС республики сказали, что подобный инцидент в казанском метрополитене произошел впервые.
«Я постоянно езжу в метро. При мне это третий случай, когда поезд задерживают на какое-то время (нам же не объясняют, по какой причине он не едет). Страшно, конечно, бывает. Так ездим в метро, не задумываемся о безопасности – лишь бы на работу успеть – а случись что, куда денешься из-под земли?» – говорит Альфия Калмыкова.
Впрочем, нельзя сказать, что те, кто ездят не под землей – в большей безопасности. Только на прошлой неделе в Казани случилось два происшествия, во время которых пострадали пассажиры общественного транспорта. 13 декабря водитель автобуса «Нефаз», следуя по улице Николая Ершова, нарушив правила, открыл двери во время движения. В результате из автобуса выпали две пассажирки: обе получили травмы различной степени тяжести. А 16 декабря водитель маршрутного автобуса «Голден Драгон», на перекрестке улиц Гарифьянова-Сыртлановой, поворачивая, совершил наезд на световую опору: 51-летняя пассажирка автобуса с сотрясением головного мозга и ушибленной раной лобной области тоже попала в больницу.
По данным федеральной службы по надзору в сфере транспорта, основные причины травм при ДТП в общественном транспорте – падения пассажиров в салоне. Обычно это происходит следующим образом: при резких маневрах водителя, когда создается аварийная ситуация (или просто из-за плохого вождения), в салоне падает пассажир, или выпадает на остановках. Причем вылететь из транспорта пассажиры рискуют не только в открытую дверь: нередко по Казани курсируют автобусы, у которых вместо окна ... обычный полиэтилен, заклеенный скотчем.
«У нас бывало, что выбивали окна у автобуса, был случай, когда сами же водители, маневрируя по территории, случайно зеркалами вышибали стекла. Но мы полиэтиленом не закрываем. Автобусы на гарантии, поэтому сразу обращаемся в сервисные центры», – сказал заместитель директора КПАТП-9 Тагир Айметдинов.
«Окна моего кабинета выходят на дорогу, и я сам вижу, как по городу ездят эти красные автобусы с заклеенными окнами, – говорит начальник центрального отдела Росавтонадзора Александр Семенов. – Автобус с выбитым окном практически считается технически неисправным, и за это должно отвечать должностное лицо. Наша служба имеет право совершать плановые проверки раз в два года, а для того, чтобы проверить внепланово, необходимо обращение с жалобой».
Население Казани, судя по всему, к экстриму привыкшее (школу выживания прошли еще на «газелях»). С жалобой, что страшно ездить без окон, народ пока не обращался. Есть еще надежда на то, что на полиэтиленовые окна обратят внимание сотрудники ГИБДД.
«Судя по оперативной информации по поводу выпадения из открытой двери, не исключено, что виновниками были сами пассажиры автобуса. У «Нефаза» есть кнопка (она предусмотрена на случай аварии, чтобы люди смогли самостоятельно выбраться), возможно, что на нее нажал кто-то из пассажиров. Производители не рассчитали особенность современной молодежи, которая решила на практике попробовать и узнать, что произойдет, если нажать на кнопку, даже не задумываясь о возможных последствиях. Как это рассматривать, как техническую недоработку?» – говорит Александр Семенов.
С одной стороны, ситуацию с пассажирским транспортом можно было бы списать на бескультурие самих горожан. Но, запрыгивая на ходу в переполненный автобус, человек в первую очередь думает о том, что следующий (неизвестно когда) придет с таким же количеством народа. По мнению работников Росавтонадзора, основная причина – низкое качество пассажирских перевозок, нет контроля за утвержденным расписанием. Ситуацию можно изменить, вернувшись к системе жесткого расписания, которая в Казани в свое время существовала.