В Казани обнаружены уникальные транспортные средства – маршрутные такси, проезд в которых стоит 15 рублей. Такие деньги собирают с пассажиров «газелисты», а в особенности так называемые «нелегалы». Им-то бояться нечего, они и так незаконно выезжают на маршрут, постоянно рискуя, что с их машины скрутят номера – за такой риск не грех и лишнюю пятерку накинуть.
Только вот ни обслуживания хорошего, ни прочих благ лишние деньги, заплаченные за проезд, вам не принесут. Ради эксперимента попробовали проехать на таком автобусе от «Энергоинститута» до «Стадиона». Все те же 20 человек в салоне, невозможность пошевелиться и ощущение нереальной свободы после выхода из автобуса. Кстати, по телефону горячей линии МУП «Организатор пассажирских перевозок» нам пояснили, что если номер маршрута больше 100 (то есть 101, 102 и так далее), то к городу они никакого отношения не имеют и могут устанавливать цены сами. «Ассоциация частных перевозчиков» также заявляет о том, что 15-рублевые маршруты – это не их рук дело, и что сейчас любой человек может купить автобус, оформить соответствующие документы в налоговой – и выезжать на линию. Видимо, пока не поймают.
«Думаю, такие маршрутки нужны, – говорит пассажир 15-рублевой «газели» Фарид Мифтахов, – если у человека есть желание платить, то почему ему это запрещать, тем более что когда очень нужно ехать, пять рублей не деньги. Другое дело, что остальные автобусы, глядя на них, тоже обязательно поднимут цены».
Интересно получается. Владельцы «газелей» (даже неважно – законных или «левых») могут выставить ценник хоть в 50 рублей за поездку, а мы все равно сядем. А куда деваться? Ведь «больших» автобусов или не дождешься, или не влезешь, или выйдешь, но совсем не там, где планировал, потому что водителю так, видите ли, было удобнее.
По идее, пазики и «газели» не должны иметь решающего значения в транспортной схеме города, и то, что они по-прежнему переполнены, говорит, по всей видимости, о том, что основная система работает не слишком хорошо.
Одной из причин такой работы сами водители и кондукторы «больших» автобусов называют огромное количество льготников.
Так, совсем недавно в автобусе 28 «А» пришлось наблюдать целый спектакль в исполнении молоденькой кондукторши. Суть сводилась к следующему – наш (их) маршрут закрывают, потому что в автобусах постоянно ездит огромное количество милиционеров, фээсбэшников, «прокурорских» и прочих силовиков, и это не считая пенсионеров, инвалидов и других сироток. То есть содержать такой маршрут просто не выгодно в экономическом плане. Перевозчики даже собирались требовать, чтобы все льготы хотя бы силовикам отменили.
Чтобы разобраться в природе вопроса, нужно вернуться на несколько лет назад. До 2005 года сотрудники милиции имели ПРАВО (а не льготу) в целях обеспечения должностных обязанностей бесплатно ездить в общественном транспорте. Затем такое право у сотрудников МВД отобрали, но Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешил на местах решать вопрос с предоставлением льгот. Кабинет министров Татарстана включил сотрудников милиции (а так же и других силовиков) в список тех, кто может ездить в транспорте по льготным проездным. Так что говорить о том, что «силовики» не платят за проезд совсем – было бы неправильно. 230 рублей за проездной все-таки отдают. К тому же милиционеры утверждают, что когда они находятся в автобусе, то попутно осуществляют функции охраны общественного порядка в данном транспортном средстве.
«Когда мы приходим работать на стадион, мы же не покупаем билет на матч, – говорит сотрудник УВД Казани Зуфар Тагиров, – мы обеспечиваем общественный порядок. Если в автобусе сидит пьяная молодежь и недостойно себя ведет, кто их поставит на место? Только сотрудник милиции. Поэтому мы все надеемся, что льготные проездные нам не отменят и кабинет министров найдет средства, чтобы нас в этом вопросе поддержать».
Теперь для того, чтобы избавиться от силовиков-льготников, перевозчикам нужно «всего лишь» внести изменения в постановление кабмина – и дело в шляпе.
Получается, что решить вопрос с нормальной работой автобусов большой вместимости пока не получается, а терпеть безобразие с частными пазиками и «газелями» сил больше нет. Повлиять на ситуацию может лишь один человек – мэр Казани. Помнится, в Нижнекамске эта проблема была решена быстро – теперь весь общественный транспорт там государственный. Видимо, в Казани все будет сложнее. Уж очень большие деньги крутятся в автобусном бизнесе.