На казанские улицы в ночное и утреннее время начали выезжать комбинированные дорожные машины, которые посыпают асфальт песко-соляной смесью: за прошедшие сутки ее высыпали около 500 тонн. С одной стороны, предпринимаемые меры – благо для горожан, чтоб не скользили и не падали. Но с другой, «забота» коммунальных служб может негативно сказаться на «средствах передвижения», причем не только пешеходов, но и водителей.
Московские власти заявили, что жителям столицы вернут деньги за испорченную обувь, если будет установлено, что в порче ботинок виновны реагенты с городских улиц. Однако чиновники не стали бы принимать столь опрометчивое решение, не предприняв при этом определенные меры. Они уверены в том, что новые реагенты, которые будут использовать в нынешнем сезоне, значительно менее вредны, чем соль, применявшаяся ранее (видимо поэтому не уточняется, каким образом администрация намерена возвращать деньги). Казань тоже столица, однако нововведение москвичей на казанцев не распространится. И новые реагенты здесь у нас пока использовать не намерены.
«Песком будем сыпать и солью, как всегда. А как влияет, этого мы не знаем», – сказал инженер ЖЭУ №43 Дмитрий Аристов.
«В этом году у нас, как обычно, будет использоваться песко-соляная смесь и смесь воды с солью. Нам предлагали новые средства, однако это будет стоить на порядок дороже, где-то раз в пять, поэтому пока у нас не рассматривается этот вопрос. Даже не пробовали. Здесь есть лаборатория, в которой мы исследуем концентрацию соли. Ну а как она влияет на обувь, никто этим не занимался, и с пешеходами не связывались. По крайней мере, казанцы пока с такой жалобой еще не обращались», – сказал начальник отдела эксплуатации ОАО «ПРСО «Татавтодор» Владимир Ларягин.
В мэрии Казани сообщили, что в прошлом году в борьбе с гололедом хотели использовать современные реагенты. Однако общественность была против нововведения. И не случайно. К примеру, в той же самой Москве прошлой зимой столкнулись с новой проблемой. Там вынуждены были отказаться от «Антиснега» и «Нордикса», так как из-за их резкого уксусного и аммиачного запаха заметно ухудшилось самочувствие у аллергиков и астматиков. В этом году в «златоглавой» хотят испробовать сразу два новых типа – «Биодор» и ЭСБГ. Какими окажутся отзывы «потребителей», покажет зима.
«Трудно сказать, какое средство лучше – вся химия в любом случае вредна! – считает заведующий кафедрой аналитической химии химфака КГУ профессор Герман Будников. – Соль понижает температуру плавления и при взаимодействии лед тает. Раствор соли нарушает равновесие поверхности кожи – она теряет влагу, отсюда и эластичность, когда она высохнет, материал грубеет, теряет качества и разводы трудно убрать. Однако это не смертельно, так как есть хорошие водоотталкивающие покрытия, которые придают коже гидрофобные свойства. Есть, кстати, и народное средство. Можно защитить ботинки, смазав их жиром от «ножек буша». Для использования в еде он не полезен, а вот обувь может хорошо защитить».
Автомобильная резина тоже подвергается негативному воздействию соли. Однако для нее защитные спреи пока не придумали. С этим, по мнению специалистов, ничего не поделаешь. Безопасность человека ценнее резины! Есть, правда, еще один аспект – в городе живые не только люди, но и растения.
«Соль на растения, конечно, плохо влияет. Именно поэтому снег с городских дорог и тротуаров запрещено сваливать на газоны. Это все вывозится на снежные свалки. За свою практику я не разу не видела ни одного акта или протокола, в котором говорилось бы о его качестве, хотя, вред окружающей среде, бесспорно, наносится», – сказала татарский природоохранный прокурор Юлия Наумова.
Грядущей зимой в Казани впервые планируют использовать снегоплавильную камеру. С ее помощью снег будут растапливать, и отправлять полученную жидкость на очистные сооружения. Но это уже другая история...