«За последнее время Роспотребнадзор выиграл несколько дел у одного известного банка, который неверно сообщал людям о процентах», – об этом поведал руководитель ведомства Геннадий Онищенко. Потребительские кредиты, ещё незнакомые казанцам лет пять назад, прочно вошли в нашу жизнь. Суммы растут каждый год примерно на четверть, Россия уже вышла на третье место в мире по числу кредитных организаций (после США и Германии). Но у бурной реки экономического роста обнаруживаются и подземные камни – если есть денежный займ, то есть и проблемы его невозврата. По мнению Онищенко, у нынешней кредитной системы имеются недостатки. Так, судебные решения о взыскании долга принимаются без должного разбирательства, потребителей заставляют ездить судиться в другие города. Банки навязывают людям ненужные услуги, пользуются их правовой неграмотностью. О новинках и проблемах в казанской сфере потребительского кредитования узнавал корреспондент 116.ru.
Как нам поведали в республиканском представительстве Роспотребнадзора, в Казани не выявлено ни одного случая нарушения банками законов. И хотя недовольных условиями кредита находится много, во всех случаях люди виноваты сами. Основная проблема потребителей – это то, что они подписывают договор, плохо его изучив. Необходимо обращать внимание на проценты, которые заявлены в документе, на возможность досрочного погашения кредита. Те же, кому рассчитаться с долгом раньше срока нет возможности, должны узнать, что им грозит в случае просрочки платежа. Зачастую в договорах после подобной задержки предусмотрен резкий рост процентов или неприятные штрафы. Всё это необходимо иметь в виду. Также важно учитывать, сколько у банка местных представительств, ведь с казанским офисом вести переговоры проще, чем общаться с представителями в Москве или другом городе.
В Роспотребндзоре рекомендуют усилить воспитательную работу со своими детьми – бывает так, что, едва достигнув 18-летия, молодые люди бегут брать в кредит модные мобильники или плееры, не задумываясь о своей финансовой состоятельности. А в итоге расплачиваться за них должны родители, которым договор не кажется таким выгодным, но поделать уже ничего нельзя. А вот проблему с хитрым указанием процентов властям решить удалось – согласно недавнему указанию в подписываемом документе должен быть чётко обозначен процент, без дополнительных комиссий и прочих уловок. Этот пункт указания уже исполняется.
Другая основная тенденция последних месяцев – активное развитие коллекторских и антиколлекторских компаний, ставших постоянными спутниками кредитования. Первые заняты выбиванием долгов из людей с применением целого спектра приёмов, а вторые помогают должникам минимизировать свои потери или как можно дольше «протянуть резину», не возвращая денег. Растёт рынок кредитов – растут и масштабы войн компаний. Общее количество долгов оценивается специалистами в 3-7 процентов от общей массы займов, это многие миллионы. Чтобы получить хоть что-то, банки переуступают долги специальным агентствам, а те начинают назойливо звонить, оказывать моральное давление, подавать в суды и даже специально рассказывать друзьям и коллегам потребителя о его финансовых проблемах! «В Казани подобный бизнес только начинается», – сообщил нам один из представителей компании по взысканию долгов. Но, учитывая размах аналогичных тяжб в столице России и западных странах, можно однозначно утверждать: всё ещё у нас впереди.