Семья «Это месть»: история 14-летнего Саши с ДЦП, которого власти Казани оставили без нормального жилья

«Это месть»: история 14-летнего Саши с ДЦП, которого власти Казани оставили без нормального жилья

Несколько лет семья добивалась законной квартиры, теперь выделенное жилье стало для них проклятием

Юрий Никишин вот уже 7 лет поднимает своего сына на пятый этаж на руках. У 14-летнего Саши инвалидность, а квартира и дом, за которые семья Никишиных так долго боролась с исполкомом Казани, не соответствует необходимым требованиям для проживания мальчика. Лифт попросту не способен вместить коляску Саши, дверные проемы в квартире тоже слишком узкие, а вход в дом и вовсе пришлось менять самому Юрию — к подъезду даже не было пандуса.

Папа особенного ребенка пытается решить проблему, много лет обивая пороги судов в надежде получить достойное жилье для своего особенного сына, но власти города почему-то не идут ему навстречу.

Выбивать законную квартиру пришлось через суд


Пока мы общались с Юрием, на заднем фоне шумели дети. У семьи их четверо. В том числе и особенный мальчик Саша. Он родился в июне 2006-го. Когда ему исполнилось 2 года, родителям озвучили страшный диагноз — детский церебральный паралич. Тогда же мальчику поставили инвалидность. На тот момент семья жила в трехкомнатной квартире — 80 квадратов, можно подумать, внушительно. Но прописано в ней было 9 родственников, а жили все 11.

По закону семью Саши государство должно обеспечить жильем. К тому же диагноз мальчика входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Но выдавать новое жилье Никишиным никто почему-то не спешил — 8 лет семья не жила, а буквально выживала, ютясь в казанской «трешке» с остальной родней.

В 2014 году Никишины устали от такой жизни и пошли в суд за законной квартирой. И только в 2015-м, после 3 судов, по решению Вахитовского районного Никишиных признали малоимущими и поручили городу выделить долгожданное жилье. С припиской, что получить его семья должна вне очереди, а новая квартира будет соответствовать установленным санитарным, техническим нормам и правилам.

«На тебе, боже, что нам негоже»


Решение суда власти исполнили, квартиру дали. И, казалось бы, история закончилась, семья наконец зажила счастливо. Ведь им больше не придется делить одну ванную на 11 человек, а в квартире появится достаточно места, чтобы Саша и остальные дети могли свободно играть. Но пока что от выделенного государством жилья больше проблем, чем счастья, говорит Юрий.

Когда Никишиным выдавали квартиру, глава семейства вместе с Сашей был на лечении в другом регионе. Мальчику часто нужно проходить реабилитацию. Квартиру от исполкома получала супруга Юрия. Когда он вернулся, понял, что ее попросту обманули. Новый дом Никишиных не соответствует элементарным нормам для проживания особенного ребенка.

— Жену вызвали в исполком и всучили эту квартиру. По принципу «на тебе, боже, что нам негоже». Жена не обладала никакими строительными, экспертными знаниями. А я, когда увидел квартиру, сразу сказал, что она не соответствует необходимым требованиям, — делится наш собеседник.

Юрий рассказывает, что в туалет и ванную заехать на коляске невозможно, как и не представляется возможным выезд Саши на балкон. Дверные проемы в квартире узкие, а чтобы попасть в лифт и доехать до пятого этажа, отцу приходится брать ребенка на руки, а коляску складывать — она не проходит в лифт по ширине. И если в 2015 году проблемы подъема на пятый этаж не казались такими серьезными, то сейчас Саша вырос, а папа его моложе не стал. Выводить мальчика каждый день на прогулки становится всё сложнее.

«Я думаю, это месть»


После получения совершенно неподходящей для жизни ребенка-инвалида квартиры Юрий не стал молчать и обратился в местную прокуратуру. В ответ пришло письмо, что в 2020 году в их доме будут менять лифт. Тогда и установят необходимый для семьи подъемник. Лифт в доме, где живут Никишины, правда поменяли. На время ремонтных работ отцу и вовсе приходилось спускать мальчика на руках по ступенькам, умудряясь управляться еще и с коляской. Но новый лифт опять не соответствовал ГОСТам. Привычная жизнь с ребенком на руках продолжилась.

Семья пыталась продать эту квартиру. Но в суде им отказали в признании Саши недееспособным до 18 лет.

Тогда Юрий начал бороться за признание их квартиры непригодной для проживания инвалида. Ведь только так можно добиться смены их жилья на законно положенное, подходящее по условиям для комфортной жизни Саши.

— Я понял, что судьба повернулась к нам вот так. Я начал требовать изменений. В том году нашу квартиру признали неприспособленной для проживания [инвалида]. Получается, исполком изначально выдал нам квартиру с нарушениями, — делится Юрий.

Решение о том, что квартира Никишиных непригодна для проживания инвалида

Но на этом борьба папы особенного мальчика не закончилась. Даже после признания судом квартиры не соответствующей требованиям власти города всё равно не спешат соблюдать судебное предписание и выдавать Никишиным соответствующее жилье. Наш герой предполагает, что дело с его квартирой затягивается из-за его деятельности по борьбе за права инвалидов в городе. Сейчас Никишин — координатор по доступной среде всероссийского общества детей-инвалидов. И он часто вступается за права людей с ОВЗ в Казани. За это, по его мнению, город ему и мстит.

Например, в 2018 году он выиграл суды по делу о подземных переходах улиц Карбышева и Комарова. Тогда он обращался в прокуратуру по поводу нарушения прав инвалидов, ведь переходы не были приспособлены для людей с ограниченными возможностями здоровья. По итогу в 2020 году по решению Верховного суда Татарстана в городе должны были построить новые надземные переходы на Комарова и Карбышева. Бюджета в Казани не оказалось, и Ильсуру Метшину пришлось обращаться к главе республики, выпрашивая 12 миллионов на незапланированное строительство.

— Я думаю, это месть. Это мое личное суждение, я могу его высказывать. То есть сейчас получается, что исполком не исполняет решение Верховного суда. Вот таким макаром они мне и отвечают, — говорит Юрий.

«Будет жить на площади Свободы»


Исполком и правда не молчит. Никишину советуют вновь обратиться в суд. Но папа особенного мальчика Саши уверен — это бесполезный шаг. За свою жизнь он отсидел не одно судебное заседание. Весной отец с сыном даже выходили на пикет, чтобы привлечь к себе внимание и добиться смены жилья.

— Я посчитал, что самое лучшее место для этого — площадь Свободы. Мы в апреле с Александром вышли с палаткой и попытались расположиться. К нам подошли 7 сотрудников полиции и 4 сотрудника исполкома и предупредили, что могут привлечь меня по административному правонарушению. Мы развернулись, уехали, — говорит Юрий.

Попросили удалиться семью из-за палатки, которую они установили, так как она считается легко возводимой конструкцией, а на пикетах это запрещено. Юрий признается: мысль о новом пикете осталась, потому что вопрос с несоответствующей квартирой не решается. В планах у семьи, как выразился глава Никишиных, жить на площади Свободы. В этот раз в спальных мешках, вздыхает Юрий.

Первый пикет Никишиных

Ну а пока папа особенного мальчика каждый день пишет в телеграм-канал главы Татарстана Рустама Минниханова, рассказывая о своей проблеме. Возможно ли решить ее такими обращениями — большой вопрос. Но когда выхода не остается, люди, кажется, готовы стучать в любую дверь, даже если она закрыта.

В городе нет соответствующего жилья в принципе

В свою очередь, в мэрии нам рассказали, что с проблемой Никишиных знакомы хорошо. В 2015 году исполком и правда выделил семье с особенным мальчиком четырехкомнатную квартиру. И если в тот год полученная Никишиными квартира могла котироваться по закону как пригодная для инвалида, в 2016 году Правительство России определяет новые параметры для такого жилья. Квартира Никишиных им не соответствует. Основываясь на новом постановлении, суд и признал их квартиру непригодной. Но сменить ее на другую власти города теперь уже не могут.

— После получения квартиры Никишина ее приватизировала, фактически превратив ее в свою частную собственность… А закон не предусматривает обмен частной собственности на муниципальную, — рассказали в мэрии Казани.

Более того, нам сообщили, что у муниципалитета в принципе нет жилья, которое соответствовало бы всем требованиям жилища для человека с ограниченными возможностями здоровья. Подобных квартир нет и у коммерческих застройщиков. Получается, для соответствия новым требованиям необходимо строительство нового жилья, которое изначально было бы адаптировано для инвалидов-колясочников.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем