31 марта релизу культовой «Матрицы» братьев Вачовски исполнилось 14 лет. За такой значительный срок технологии использования визуальных эффектов выросли на четыре головы, а эпичность происходящего на экранах начала зашкаливать за пределы разумного. Почти три часа в кинотеатре под напором перестрелок и взрывов в новых мирах уже никого не удивляют. «Матрица» же в своем роде стала вехой в развитии специальных эффектов в основном благодаря технологии 'Bullet Time', которая заключается в эффекте динамической съемки при замедленном практически до полной остановки действии. Метод до безобразия прост: вокруг нужного объекта плотным кружком выстраиваются камеры, которые фиксируют определенное действие. При монтаже с каждой камеры берется один и тот же кадр, и на выходе получается так, что камера двигается, а объект – нет. В случае «Матрицы» эффект был усовершенствован: камеры фиксировали движение, поэтому статичные моменты в картине отсутствуют.
А начиналось всё довольно безобидно. Потребность показывать зрителю то, чего в привычном мире не существует, возникла практически одновременно с рождением кинематографа. В те далекие годы отсутствие компьютера как явления толкало создателей на подвиги: ручное раскрашивание кадров, использование пиротехники, постройку уменьшенных макетов целых городов, комбинированные съемки и склейки кусков кадров «из того, что было».
Первой же картиной, где использовались спецэффекты, была короткометражка Жоржа Мельеса «Замок дьявола» (1896), где использовалась техника стоп-кадра для плавного появления и исчезновения людей и объектов. Сам Мельес, вписанный в историю как один из основоположников кинематографа, является «создателем» множества спецэффектов, основанных на изменении частоты киносъемки. Именно его опыт Голливуд заимствовал и совершенствовал до тех пор, пока в двадцатые годы впервые не была применена комбинированная съемка. Классическим примером использования технологии принято считать «Метрополис» Фрица Ланга (1927), где помимо макетной съемки можно заметить покадровую анимацию, множественную экспозицию и так называемый процесс Шюффтана, который позволял вписывать живых людей в макет на этапе съемки, без постпродакшна и сложного наслаивания материала. Для 1927 года всё это выглядит более, чем нереально.
Примерно в то же время на усилия операторов обращает внимание Американская киноакадемия. Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, куда по доброте душевной одно время входил также труд звукооператоров, монтажеров, гримеров и декораторов, впервые была вручена в 1929 году ленте «Крылья», которая по сей день считается образцовым эпичным кинополотном Голливуда. Картина черно-белая, немая, а действие во многом опирается на пластику главных героев, что при 2,5-часовом хронометраже выглядит практически невыносимым испытанием для современного зрителя. И это несмотря на обширные боевые сцены с участием авиации.
Вместе с ростом требований к уровню специальных эффектов премия за достижения в области визуализации нереалистичных сцен обособилась от прочих узких областей производства и стала выделять каждый год действительно достойных мастеров своего дела. Если «Матрица» продемонстрировала качественный рост уровня спецэффектов для своего времени, сегодня рост идет по экспоненте, а киноиндустрия с каждым годом удивляет всё больше и больше. К сегодняшнему дню персонажи картин умеют покорять далекие звездные системы, взаимодействовать с анимированными персонажами, жить в выдуманных мирах, с помощью сложной системы датчиков передавать свою мимику и движения нарисованным объектам, не обращать внимания на гравитацию, да вообще практически всё, что придет в голову сценаристам.
Чтобы не быть голословными, мы собрали ретроспективу развития спецэффектов в кино от 20-х годов до наших дней. Все картины, принявшие участие в подборке, за исключением «Метрополиса», являются лауреатами премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Вслед за увиденным, остается только представить, каким бы был окружающий мир, если бы повседневные технологии совершенствовались так же быстро, как в кино.