Депутаты «Единой России» во главе с вице-спикером Сергеем Железняком готовят законопроект, ограничивающий присутствие в медиапространстве бранной лексики. За словечки на буквы «б», «п» и «х» СМИ предлагается штрафовать на 200 тысяч рублей. Будут это штрафы по факту или с предупреждением – неизвестно. Что в таком случае делать, например, с коллективными просмотрами киноновинок в переводе Дмитрия Пучкова, который не стесняется переводить ‘fuck’ так, как и положено (а перевести это слово можно чуть более чем сорока шестью способами), – тоже.
Впрочем, наша редакция склонна надеяться, что классические переводы Пучкова не тронут, рот персонажам затыкать не будут и пресловутое словечко оставят на усмотрение рейтинговых комиссий. Согласитесь, если в этих картинах везде переводить ‘fuck’ как «О, боже мой!» (что, кстати, в свою очередь может обидеть представителей РПЦ), они утратят всяческий смысл. Хотя бы потому, что употребление табуированной лексики не менее двухсот раз за диалог – неотъемлемая часть культуры жуликов и воров.
Криминальное чтиво (1994)
– Если Бутч в Индокитае, я хочу, чтобы в его рисовой чашке прятался специально обученный негр с пистолетом наголо, готовый пристрелить его.
Несомненно, бестселлер среди криминальных триллеров, что подтверждают более $200 млн сборов против $8 млн бюджета. Жирный черный юмор, культовый саундтрек (по признанию Тарантино, он отобрал самые отстойные композиции 70-х), знаменитый твист Винсента и Мии, Кейтель в роли «уборщика», порнографический звездный час Винга Реймза, чоппер Зеда, катана, которой этот Зед был отправлен в преисподнюю и монолог о боге в исполнении Сэмюэла Джексона. Что забыла?
В «Чтиво» Квентин Тарантино вложил весь свой скромный опыт просмотра дурацкого кино в видеосалоне, где коротал дни до того, как стать культовым режиссером. После «сдачи» в прокат «Бешеных псов» будущий проект оформился окончательно. И задал моду на нестандартную чернушную новеллистику на будущие двадцать лет вперед. Правда, теперь в ней не танцуют.
Слово ‘fuck’ употребляется 271 раз.
Карты, деньги, два ствола (1998)
– Вот сотня.
– Господи, да такой котлетой можно слону пасть заткнуть, а ты жмешься из-за какой-то сотни. Ник, а когда ты не покупаешь стерео, ты что, революции финансируешь?
– Сотня фунтов – это сотня фунтов.
– Только не тогда, когда цена две сотни фунтов, и не тогда, когда у тебя на кармане внешний долг Либерии.
Первый полнометражный проект Гая Ричи, который вдохновлялся пригородами родного Лондона. Мелкое хулиганье и крупные игроки, ботаники, продающие марихуану, подпольные коллекторы – мир огромных денег и огромных долгов, который разговаривает на кокни и больно пинается. Четверым друзьям посчастливилось попасть в самое его пекло: один из них проигрался и остался должен Гарри Топору полмиллиона фунтов. Гарри ставит весь квартет на счетчик, не подозревая, что это выльется в цепочку событий, ведущую к его собственной голове. За час-сорок хронометража нам успевают рассказать как минимум с десяток эпизодов, в которых кого-нибудь или убивают, или грабят. Или пытаются застрелить из воздушки.
«Карты, деньги, два ствола» сделали Гая Ричи, каким мы его знаем сейчас. Выписывать персонажей до каждой детальки, даже если персонаж заходит в фильм на пять минут, умеет только он. Мир преступников-идиотов, преступников-психов и преступников-романтиков – это новый вектор для развития жанра, где доселе царили чинные мужи с пулеметами и горками кокаина на рабочем столе.
Слово ‘fuck’ употребляется 125 раз.
Святые из Бундока (1999)
– Мы знаем о них то, что рассказали соседи. А соседи единогласно утверждают, что они просто ангелы. Но ангелы не убивают. А у нас в морге два трупа со следами ударов, серийно нанесенных обалденным парнем.
Малобюджетка Троя Даффи про братьев, ирландских католиков, безнаказанно убивающих плохих мужиков, не получила бы должного признания в России, если бы не Пучков: в традиционном переводе картину не так весело смотреть, а все эти нудные молитвенные приготовления, честно признаться, утомляют. «Вытаскивает» картину Уиллем Дефо в роли детектива, который пытается скрыть свою нетрадиционную сексуальную ориентацию (получается плохо). Детектив откровенно симпатизирует паренькам, которых мотает в мафиозном мире, как тростинок на ветру. «Святые из Бундока» изобилуют сценами насилия и жестокости, а в какой-то момент вообще один из братьев, прикованный к унитазу, прыгает с крыши. Как? Да с божьей помощью. Вот как.
Картина сумела дожить до сиквела, который, однако, прошёл мимо: повторить очарование подпольного Бостона, где орудуют два суровых парня, подменившие собой закон, практически невозможно. К тому же, в последнее время на экране слишком много Ирландии. А когда что-то становится трендом, от наскучивания не спасут даже смешные веснушки.
Слово ‘fuck’ употребляется 246 раз.
Большой куш (2000)
– Говорят, русские очень опасные, а этот вообще со всех сторон ненормальный.
Второй «криминальный опыт» Ричи и опять – в самую точку. Картина путаная, но достаточно вменяемо описывает, почему ни при каких обстоятельствах нельзя связываться с русскими и цыганами (он еще русских цыган не видел). Первые, как минимум, обманут, а вторые – заколотят насмерть. По-крупному в «Большом куше» попадает некий Фрэнки, который должен перевезти своему боссу через Атлантику бриллиант в 86 карат. Однако, как это случается, Фрэнки достает заначку, деньги жгут ему ляжку и он начинает кутить, умножая неприятности.
Собственно, он делает ставку на нелегальном боксерском поединке, а потом оказывается запертым в багажнике до конца картины. Промоутеры означенного подпольного мероприятия, Турецкий и Томми, тем временем связываются с цыганом Микки, которого на всякий случай подряжают выступить. Далее начинается не переносимая на бумагу череда стычек, в которых принимают участие мужик, который кормит свиней трупами, Борис, в которого хрен попадешь, и собака.
Слово ‘fuck’ употребляется 153 раза.
Рок-н-рольщик (2008)
– Из чего эти парни сделаны?
Речь в «Рок-н-рольщике» пойдет о рынке недвижимости Лондона, где всем заправляет воротила Ленни, который от случая к случаю топит врагов в Темзе, где их жрут раки. К событиям, которые описывает картина, Ленни обзаводится тремя проблемами: сыном, который считался мертвым, – тот самый рок-н-рольщик, – мелкий жулик Раз-два, обносящий караваны с деньгами Ленни, и русский миллиардер Юрий, которому не терпится поиметь собственного бухгалтера. Начинается история с картины, которую Юрий одалживает Ленни «на удачу».
Невзирая на то, что до уровня предыдущих проектов Ричи «Рок-н-рольщик» заметно не дотягивает, картину стоит посмотреть хотя бы ради персонажа Тома Харди, который достает Раз-два своей выдающейся гомосексуальностью. Во всяком случае, вам захочется узнать, что сделал Раз-два, чтобы Красавчик от него хоть немного отстал.
Сколько раз используется слово ‘fuck’, никто не считал. Но поговаривают, что значительно меньше, чем в вышеупомянутых картинах.
И уж точно меньше, чем за дверями правительственных кабинетов.
P.S.: В данной статье слово ‘fuck’ употребляется 7 раз.