Развлечения Темур Квителашвили, гитарист-виртуоз: «Я никогда не уважал человека, если он просто талантлив»

Темур Квителашвили, гитарист-виртуоз: «Я никогда не уважал человека, если он просто талантлив»

Имя грузинского гитариста Темура Квителашвили можно найти в энциклопедии «Кто есть кто» и в книге рекордов Гиннесса. Наградами отмечены не только его музыкальные достижения, но и личностные качества: в 1998 году тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе вручил ему «Орден Чести». Музыкальную карьеру он начал рано – в 15 лет, и к нему сразу пришел успех. А впервые гитару в руки Темур взял в одиннадцать: начал обучаться игре на гитаре самостоятельно, если не считать нескольких аккордов, которые ему показал его брат Бадри. В школьные годы отец, обеспокоенный успеваемостью сына, забросившего учебу из-за гитары, в воспитательных целях разломал ее на части...

Люди, знакомые с ним, говорят: Квителашвили нельзя осмыслить только как гитариста. Он на удивление цельный человек – со своими взглядами на мир, со своими принципами и понятиями чести и достоинства. В этом убеждаешься с первых минут знакомства. Корреспонденты 116.ru встретились с гитаристом-виртуозом во время его концерта в Казани.

«Все достижения – это труд»

– Темур, с каким настроением вы сегодня выходите на казанскую сцену?

– У меня настроение всегда праздничное, потому что каждый концерт для меня это праздник. Музыка – не работа, я этим живу! На казанском концерте я сделаю все, чтобы публике понравилось: буду исполнять уже известные композиции и вещи из нового альбома.

– Есть ли у вас какие-то приемы, с помощью которых вы настраиваетесь на концерт?

– В день концерта для меня не существует ничего. Я весь уже на сцене с утра, всеми мыслями... И каждый раз для меня это большая ответственность. Причем не имеет значения, что это за зал. Я играл в самых престижных залах мира, но в любом городе, где бы я ни находился – для меня не бывает «обычных» залов. Я везде стараюсь играть одинаково хорошо. Я знаю, есть музыканты: приезжают куда-то и откровенно халтурят, мол, для них этот город не авторитетный... Люди, которые смотрят в зал и по степени заполненности зрительных мест решают, будут ли они играть в полную силу или нет – это не артисты. Я всегда говорю: для меня даже один человек – это уже аншлаг! Я должен играть так же, как я играл всегда и готовиться так же, как готовлюсь всегда. Но самое главное: публику артист никогда не обманет, потому что она всегда чувствует, насколько человек искренен, как он шел к этому. Артист должен быть не только исполнителем, он должен быть Личностью.

– Считается, что музыкант – это человек мира, его искусство принадлежит всем. Вы считаете себя человеком мира? Или все-таки корни – это основное для вас?

– Для меня важнее достойно представлять свою страну. А вообще самое главное – быть не «человеком мира», а просто – Человеком... Не имеет значения профессия, регалии и тому подобное. В первую очередь человек должен оставаться человеком – скромным, порядочным, искренним. А регалии – это потом, когда уже есть основа. Все достижения – это труд.

– А талант?

– Я никогда не уважал человека, если он просто талантлив. В первую очередь, должен быть человек порядочный, и только потом уже – талант. Просто талантливых уродов или талантливых подонков я никогда не уважал!

Самое главное – посыл

– Темур, в 1994 году вы были признаны «Лучшим гитаристом года» в номинации «фьюжн» на конкурсе в Голливуде. Вы – единственный гитарист постсоветского пространства, чье творчество представлено в сборнике «Лучшие гитаристы мира». А что вы сами вкладываете в понятие «виртуоз»? Это хорошая техника игры или что-то еще?

– Я провожу мастер-классы по всему миру, преподаю и очень часто говорю студентам: технику многие понимают как набор приемов, но это неверно. Самое главное – посыл в музыке. Если имеешь хорошее звукоизвлечение, то даже когда играешь медленно, это получается очень выразительно. Вот это я называю хорошей техникой. Техника – это не быстрота, бывает – играют быстро, но там нет музыки! А ведь самое главное для музыканта, чтобы он выдавал Музыку. Посыл и техника – это два неравнозначных понятия.

– Несколько лет назад вы стали автором рекорда, который занесен в книгу Гиннесса: вы играли на гитаре на протяжении 30 часов подряд! До вас это не удавалось никому...

– Знаете, это, пожалуй, единственный факт, о котором я стараюсь не говорить в интервью. У меня есть успехи, которыми я горжусь. А вот это... Дело в том, что я хотел сделать гитарный марафон – и все. Но не ставил себе целью побить какой-то рекорд. Просто мой друг пригласил наблюдателей из Англии и придал вот такой статус этому марафону. А я показывал другое – я показал, насколько я могу играть долго. Человек просто сидеть на стуле столько не сможет, а я играл! Кстати, в течение всех этих 30 часов я не повторялся – все время играл что-то новое, импровизировал. Просто хотел показать этим, что исполнитель должен иметь багаж знаний, уметь фантазировать, импровизировать. В конце концов, даже физически человек должен быть подготовлен к 30-часовой игре. Я просто доказал, что для меня это – жизнь, а не просто профессия. И физически, и морально, и творчески я был готов для этого. А что из этого получится, даже и не думал. Нисколько не мучился, с удовольствием играл!

– Почему же не любите об этом говорить?

– Были люди, которые сказали: зачем это было надо музыканту такого уровня? А другие, наоборот, подчеркивали: столько импровизировать, находиться в такой форме – лишний плюс Квителашвили. А лично для меня – ну, пусть будет еще и такой факт в моей биографии, я им горжусь, но я бы не сказал, что это что-то выдающееся. Если бы вы не сказали, я бы и не вспомнил сейчас об этом.

– Есть ли у вас такое понятие, как «трудный зал»? Что это означает по-вашему?

– Нет, я считаю – не бывает никаких трудных залов. Артист должен жить этим. Он любой зал должен зажечь. Знаете, я вот к вам в город ехал – я в поезде играл, репетировал. Когда приехал – очень устал... Но это моя проблема, подчеркиваю. Люди в зале не должны об этом знать. Их не волнует, во сколько я встал, сколько спал, кушал – не кушал... Какое им до этого должно быть дело? Музыкант должен быть дисциплинированным и преданным своему делу, и тогда сложных залов не бывает! Потому что если ты готов – зритель никогда не останется равнодушным. Делай все на самом высоком уровне, будь искренним и подготовленным, и люди обязательно оценят тебя по достоинству. Сложных залов для меня не существует – все залы во всех городах для меня дороги, независимо от их престижности.

Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления