Режиссер: Асгер Лет
В ролях: Сэм Уортингтон, Элизабет Бэнкс, Джейми Белл, Энтони Маки, Генезис Родригез, Эд Харрис и другие.
Ник Кэссиди, бывший полицейский, приговоренный к 25 годам заключения за кражу бриллианта размером с кулак, отчаявшись доказывать следствию обратное, бежит из-под стражи на похоронах отца. Спустя месяц поиски беглеца приводят к карнизу нью-йоркской гостиницы, где он собирает толпу зевак, требуя справедливости и – почему-то – внимания детектива Лидии Мёрсер с репутацией никудышного переговорщика. Пока рабочая группа связывает одно с другим, через дорогу готовится ограбление на миллион долларов, которое Кэссиди прикрывает своими эквилибристическими талантами.
Тема «человека за бортом» в большом кинематографе наконец получила продолжение. Картина датского документалиста Асгера Лета «На грани» вовсю пользует естественный страх высоты, а еще долготы и широты: сидеть герою долго, а охрана у жертвы ограбления – широкой ноги, да к тому же в погонах. Снятая в духе «Телефонной будки», по принципу «здесь и сейчас», «На грани» имеет в запасе многоуровневую интригу, в которой без бутылки не разберешься, и сильную техническую сторону, которая тянет на премию имени Тони Скотта. В этом смысле ей даже можно простить ярко выраженный коммерческий характер, особенно если закрыть глаза на относительную вторичность и некоторые сюжетные неровности.
Следует упомянуть, что «На грани» по неясным причинам заявляет своим первоисточником картину «Цена страсти», при том, что единственным неоспоримым сходством можно считать намерение главного героя прыгнуть в объятия дорожного покрытия. Сравнивать два этих фильма – всё равно что сравнивать одну известную часть тела с другой. В нашем случае, конечно, забаву подкидывают достаточно волнительную, однако операторские выкрутасы на 50-метровой высоте – практически единственное, что держит зрителя в тонусе, не считая коварного замысла, о всех деталях которого может догадаться разве что специально обученная команда потомственных кинокритиков. Но особые почести, разумеется, нужно выдать постановке, которая не испугалась задачи в короткие сроки показать, что за чувак там держится за загаженный подоконник, кто все эти люди и какой еще бриллиант.
Особого перца в действие добавляет массовка. Такое ощущение, что прыгуны в Нью-Йорке – время национальной сиесты, ради них можно стоять задрав голову несколько часов подряд, ради них перекрывают дороги, опечатывают офисы и приглашают требуемых персон (те, что всё-таки прыгали, видимо, требовали Мадонну). Так вот, в массовке наблюдается удивительная концентрация персонажей, заслуживающих персональное внимание кинематографической гильдии. И каждый считает своим долгом уронить героя дня с карниза. Неприятная журналистка, которая додумалась послать к месту действия вертолет. Антикапиталистически настроенный хиппи. Равнодушные милиционеры. Злобные старушки.
Чтобы наверняка не разочароваться, примите «На грани» как развлечение – и пазл сложится. Можно попищать, когда герой Уортингтона выползет на карниз и начнет совершать характерные для прыгунов движения. Можно посмеяться, как его друзья выписывают кренделя вокруг суперохраняемого сейфа. Можно даже всерьез удивиться концовке, но – если расслабиться и получать удовольствие, не утруждая себя математикой. В противном случае «На грани» покажется одним из тех творений, в сортах которых никто не силен: если цепляться за паршивую роль Элизабет Бэнкс, которой больше идут семейные труселя, чем похмелье, если пытаться сравнивать картину с более форменными киноограблениями – тогда пиши пропало.
Но желания разбирать картину на косточки нет. Возможно, от ощущения, что жанр ограбления, столь гармонично вписанный в драматический триллер, начинает дотягивать до правды. И начхать, что «На грани» – сказка, зато она честно работает и не пытается показаться чем-то большим, чем есть на самом деле.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».