На минувшей неделе маэстро Сладковский поделился с общественностью планами. Их у руководителя Государственного симфонического оркестра и его музыкантов – настоящее громадье, иначе и не скажешь. И в наступившем 2012-ом, и в предстоящем 2013-м оркестру будет чем заняться, причем уже сейчас расписан буквально каждый день.
Система координат для выхода на орбиту
Сегодня музыканты активно гастролируют по России. Вот только что перед Новым годом покоряли Москву. Первым был концерт в актовом зале МГУ. «Честно говоря, такого аншлага я не видел уже давно – даже по московским меркам мы собрали огромное количество зрителей, – рассказывает Сладковский. – В зале на 1200 мест люди стояли даже в проходах!» Профессора, академики – публика в этом зале всегда была взыскательной, воспитанной выступлениями лучших российских коллективов. В актовом зале МГУ такие выступления последние 20 лет проходят регулярно, и имена исполнителей – все как на подбор: Мариинский театр под управлением Гергиева, национальный филармонический оркестр Спивакова, «Новая Россия» под управлением Башмета.
Оркестр из Татарстана выступал вместе с пианистом Денисом Мацуевым, которому в те дни присвоили звание почетного профессора МГУ. «Очень важно, что исполнители такого уровня начинают приглашать наш оркестр музицировать вместе», – говорит Сладковский. И признается: исполнялась очень сложная программа, и сами музыканты были удивлены, что все так получается. «Любой музыкант работает ради того, чтобы получить вот такой шквал аплодисментов. Это было очень здорово!» – улыбается Александр Витальевич.
Все московские концерты прошли на ура. Оркестру удалось так впечатлить публику, что уже после новогодних каникул раздался звонок из московской филармонии: Государственный симфонический оркестр РТ приглашен на сезон 2012-13 гг. в Большой зал Московской консерватории – зал №1 в России.
«Нам нужно выходить на такой уровень, чтобы наши достижения были не просто маленькими семейными радостями: мы должны так обозначить наш творческий потенциал, чтобы вписаться в систему координат современного музыкального мира», – убежден Александр Сладковский.
Чикаго, далее везде
Приглашают ГСО и на зарубежные гастроли. Только вот главный дирижер не спешит откликаться на все подряд предложения: «Поездки поездкам рознь. У оркестра Татарстана и раньше они были, но... Это было чудовищно: люди возвращались из-за рубежа за свой счет, добирались до Казани на перекладных... Или вот последний случай, уже при мне (Сладковский руководит оркестром с 2010 года. – Прим. ред.): оркестр ездил в Корею, наш музыкант, скрипач, сломал руку – ему там не оказали никакой помощи, потому что оркестр не был застрахован! Человек вообще чуть не остался без руки, потому что перелом оказался сложным...»
Маэстро признается: в ближайший год ставит целью не просто поехать на гастроли, а вывести оркестр на мировой уровень менеджмента. «Чтобы попасть в эту систему координат, нам надо ей соответствовать», – говорит Сладковский. За минувший год, по его мнению, музыканты к этому очень сильно приблизились. Так, благодаря фестивалю им. Рахманинова, проводимому в Казани, с нашим оркестром познакомился Вельс Кауфман – художественный руководитель и директор музыкального фестиваля в Чикаго. Он специально приезжал в Казань, видел музыкантов и на выступлениях, и на репетициях. Видимо, впечатлился: сейчас идут переговоры об участии оркестра из Казани в очередном чикагском фестивале. Даже сроки визита в Америку уже названы: три концерта пройдут ориентировочно в августе 2013 года, сразу после Универсиады в Казани.
Послы Универсиады
«Посол Универсиады» – такое звание среди прочих регалий есть у руководителя оркестра Татарстана. Впрочем, он уточняет: мы все послы Универсиады, весь оркестр. «Мы расширяем аудиторию людей, которые, может быть, из наших уст первый раз услышали об Универсиаде 2013», – говорит Сладковский. На бис теперь маэстро выходит дирижировать в куртке с символикой Игр. А музыканты оркестра – в соответствующих шарфах.
А вот участвовать в торжественных церемониях открытия и закрытия Универсиады коллектив не планирует. По словам дирижера, оркестр не создан для выступления на стадионах. Такой объем предполагает неживой звук. Тут есть своя специфика. «Для таких церемоний существуют другие исполнители. Наверняка церемония открытия будет очень яркой, эффектной. Думаю, там и без нас спокойно обойдутся», – улыбается дирижер. Александр Витальевич вспоминает, как принимал участие в подобной церемонии на Олимпиаде-80 – «там, где мишка улетал». Говорит, что изнутри видел всю подготовку – мероприятие сложное и муторное. «Но, конечно, если нашему оркестру будет место, которое по формату будет совпадать с режиссерской задумкой, мы готовы выступить», – считает Сладковский.
Впрочем, в стороне от культурного наполнения Универсиады Государственный симфонический не останется. Специально в этих целях Рахманиновский фестиваль перенесут с мая-июня 2013 года на дни проведения Универсиады: «Уже сейчас идут переговоры с солистами и гостями фестиваля, чтобы они приехали на месяц позже, и мы попали в самый эпицентр».
«Казанская осень»
Кроме Рахманиновского фестиваля, еще один фестиваль становится традиционным: 30 августа в Казани откроется II Международный оперный фестиваль «Казанская осень». Революционная идея вывести оперу «в народ» у самого народа вызвала восторг. Послушать лучшие голоса мира под открытым небом, в естественных «декорациях» – согласитесь, такое не в каждом городе возможно. В Казани теперь это есть.
Вот и в этом году «Казанская осень» соберет лучших из лучших. Уже получено согласие выдающегося тенора современности Роберто Аланья, француза итальянского происхождения. На этом же фестивале состоится премьера отечественной оперы «Ак буре». В казанском кремле под открытом небом расскажут легенду о Белом волке. «Сейчас два человека работают над оперой «Белый волк» по моему заказу, – сообщил Сладковский. – Либретто пишет Равиль Бухараев, а музыку – композитор Зульфия Раупова. Это будет опера на татарском языке».
Как рассказал художественный руководитель, совсем скоро музыканты струнной группы будут играть на новых инструментах ручной работы – их закупают в итальянской Кремоне. С внешним обликом оркестру тоже поможет Италия. «У меня была мечта, чтобы оркестр играл во фраках, и в ближайшее время нам привезут их из Италии, – поделился Александр Витальевич. – Музыканты будут играть в настоящих фраках и лакированных туфлях. Это важно, ведь это оркестр – это не только звук, но и визуальный ряд».
По признанию маэстро, есть у него мечта – вывести свой оркестр на мировой уровень: «У нас есть все шансы для этого, и мы к этому идем». Звучит оптимистично, но ведь и факты настраивают на оптимизм...