Этот диковинный дуэт выделяется из толпы при любом скоплении народа – будь то богемная вечеринка или очередной фестиваль странного искусства. Проект Menthol Fish удивляет не только своеобразным репертуаром и «нездешней» манерой исполнения: две экзотичного вида леди – мама и дочь. Согласитесь, случай довольно редкий. Та же примадонна всея Руси встречается на одной сцене с дочерью не так уж и часто. А тут – два поколения одной семьи – Анна и Ростислава уже несколько лет удивительно слаженно творят и на сцене, и вне ее. Как им это удается?
Пора действовать!
– Как родился проект Menthol Fish? Была ли какая-то предыстория?
– Корень Menthol Fish – Ростислава – была с рождения зажата в рамках творчества: дочь казанской легендарной группы «7Б» просыпалась утром под будильник – кассетный магнитофон, воспроизводящий композиции британской рок-группы Cure. А засыпала под репетиции родителей. «Вариться» в этой атмосфере она была просто вынуждена. Её первая экспериментальная вокальная партия была записана в 2,5 года. И вот время пришло... Лет пять назад мы поняли, что пора действовать! «Ментоловая рыба» появилась не случайно, концепция её существования описана в одной из ранних инсталляций. Menthol Fish – творческое объединение, которое создано для визуализации сказок в реальном мире.
– Почему б
ыл выбран японский акцент?
– Японский акцент – всего лишь поверхностное явление. Подобный тон в своё время задала японская электронная музыка со своим сочетанием «жирного», «породистого», современного звука и пентатоническими, совершенно не запоминающимися мелодиями. Мы создали всего лишь свои версии японских песен, когда нам это было интересно.
– Для Казани это довольно необычное направление... Как ощущаете себя на казанской сцене?
– Трудно назвать город, для сцены которого это было бы повседневным явлением. Menthol Fish дебютировали именно на родной казанской сцене. Деревянный пол и софиты местного ДК навсегда останутся «точкой сравнения» по уровню накала зрительской реакции.
– Многие музыканты говорят о пресловутом «местном менталитете»: казанская публика, мол, воспринимает только махровую попсу либо татарскую эстраду, не готова к экспериментам в чем бы то ни было и так далее. Это так?
– В Казани происходит немало интересных культурных событий, которые никоим образом не связаны с широкими массами. На подобные мероприятия приходит много подготовленных зрителей. Видимо, потому что действительно экспериментальные и новаторские, смелые проекты почти никогда не соприкасаются с шоу-бизнесом, не рассчитаны на финансовую прибыль, эти две сцены не пересекаются. Публика, которую вы описали, всё равно нас не увидит... У нас бывали случаи, когда половина зала была в восторге, а другая половина выбегала с зажатыми ушами. Радует, что мы никого не оставили равнодушными!
Миры, в которых живет каждая песня
– Каждое ваше выступление – это небольшой спектакль. Ваш внешний вид – это отдельная тема для разговора. Как подбираются образы, костюмы? Кто вам их шьет?
– Во время создания каждой песни раскрывается определённый мир, в котором она живёт. Или состояние, которое эту песню характеризует. Мы стараемся учесть все нюансы и правила вновь открытого мира, чтобы костюм полностью вписывался в сказочную реальность. Причем это не просто временный образ, а приемлемая для повседневной носки одежда. У каждой вновь открытой вселенной свои стандарты экипировки и мимикрии. Мы относимся к ним с трепетом!
Бывает, мы воплощаем уже известные миры или игровые вселенные. Например, в клипе Zetsubou-san пересекаются миры игр Dynasty warriors и Half-life, что само по себе абсолютно алогично. Изготовление костюмов – это одно из направлений всего проекта Menthol Fish.
– Расскажите, пожалуйста, о других гранях проекта.
– Menthol Fish использует все доступные средства выразительности и техники для воссоздания других миров в этой реальности. В проекте одновременно задействованы музыка, изобразительное искусство, видео, инсталляции и проза. Всё это создаётся в соответствующих форматах. На подходе издание книги. Потом будет песня, затем, вероятно, клип...
– Скажите, легко ли удерживать такую планку? Как удается избежать местечкового налета? Одним словом, совет начинающим в провинции: как не стать очередным «коллективом художественной самодеятельности из местного ДК»?
– Мы – творческое объединение, смысл которого – создать команду, которая справится с задачей, непосильной для одного. В обойме Menthol Fish всегда присутствуют талантливые люди, которые остаются за кадром. Это аранжировщики, звукорежиссёры, операторы, которым в нужный момент оказалось интересно с нами поработать. Мы ценим вклад людей, которые поддерживают наши идеи и помогают нам в их реализации.
Единственное, что затрудняет развитие, – это сомнения. В том, что двигаемся в правильном направлении. Страх может стать как толчком к прыжку в новое, так и убить зарождающуюся идею. Важно быть преданным себе, равняться на лучших, кто тронул твоё сердце (душу оставим в покое)... Упорно добиваться именно того звука, который ты хотел бы слышать, именно той картинки, которую ты хотел бы видеть, именно того состояния, которое хочешь передать. И тогда можно смело открыть грудную клетку и выплеснуть содержимое со сцены.
Что остается за кулисами
– Происходило ли что-нибудь неординарное на ваших выступлениях в Казани или в других городах?
– Выход на сцену, развеска – это всегда работа... На «ВИП-фесте» в музее Горького случился форс-мажорный казус: прямо перед началом поднялся шквальный ветер! Он в клочья порвал наши широкоформатные работы, которые выдержали до этого несколько поездок по другим городам и даже были подвергнуты развеске в лесу. Зато ночной дождь оказался в радость стим-панковой Рыбе – нашей неизменной крупногабаритной спутнице: она модифицировала форму своего тела.
– Многим будет интересно: а какие они, Menthol Fish, вне образов, вне сцены? Где работают, как отдыхают, чем увлекаются?
– Побочная трудовая занятость – дизайнерская. Нас всегда можно застать на рабочих местах в сценических костюмах Menthol Fish (или их фрагментах), так как нет таких образов, которые живут только на сцене: они всегда проецируются на нашу реальную жизнь. Все наши увлечения так или иначе связаны с деятельностью Menthol Fish. В свободное от работы время жадны до новой информации.
– Что же будет дальше с Ментоловой Рыбой?
– Процесс поиска вечен. Совершенство – это путь, а не цель. Планка неизменна – придумать и воплотить новый безумный проект Menthol Fish!
Фото: Фото из личного архива Menthol Fish