– Цвет небесно-голубой металлик, кожаный салон, гидроусилитель руля, кондиционер, коробка «автомат», мощность двигателя – 320 лошадиных сил.
– Почем продадите?
– Не продам ни за что!
На авторынке такой «Кадиллак» 1959 года цвета неба просто не найти. Я нахожусь на V Международном фестивале исторической автомототехники. И пристального внимания здесь заслуживает не только этот волшебной красоты «американец», словно сошедший с фотокарточек середины XX века. Здесь каждый автомобиль – красота, шик и история. Например, «Астон Мартин» из коллекции Шаймиева – ровесник первого президента республики.
В раритетном «Мерседесе» разводили цыплят
Владелец небесно-голубого «Кадиллака», житель Буинска Рафаэль Шайхутдинов, с таким же трепетом относится и к другим своим ретро-ласточкам. Их у него четыре: «Кадиллак», ЗИС-110 1948 года выпуска, покрашенная в изумительный металлик-хамелеон «Победа» 1956 года и старичок «Мерседес» 1936 года (таких во всей Европе осталось лишь 3 штуки). Последний пришлось буквально спасать из неласковых человеческих рук: прежние хозяева использовали легендарный «Бенц» в качестве... курятника! «Машина была просто «никакая», в «убитом» состоянии, – вспоминает Шайхутдинов. – В ней не было ничего, так что пришлось сильно вложиться».
Зато теперь «Мерседес» поражает элегантной стариной: черный цвет, красный кожаный салон, исправные системы. К тому же машина на ходу, как и остальные автомобили буинского коллекционера. Сколько денег пришлось потратить ради такого результата, автолюбитель секрета не раскрывает. Как не называет и нынешней стоимости своих красавиц. Ключевая фраза: «Не продам ни за что!» И оно понятно.
«Победа» хоть и младше германского собрата на целых 20 лет, заслуживает не меньшего внимания. Автомобиль во всех смыслах для СССР революционный. Это первая советская машина с несущим кузовом. В ней впервые в Советском Союзе появились электрические указатели поворота и отопление салона. До этого поворот водители обозначали своей же рукой, а в салоне держали самодельную жаровню с углями – для тепла.
А уж история самого названия «Победа» стала почти легендой. Изначально автомобиль хотели назвать «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически спросил «Почем Родину продавать будете?» Название шустро поменяли на «Победу». «Невелика победа, но пусть будет «Победа», – резюмировал вождь советского народа.
Самодельный мотоцикл обслуживает свадьбы
Самым массово представленным автомобилем на фестивале оказалась «Волга» – ГАЗ-21. Организатором ретро-фестиваля выступил авторетро-клуб с таким же названием. Его президент и председатель Государственного совета РТ Фарид Мухаметшин с удовольствием осмотрел выставку раритетной техники и на открытии фестиваля отметил, что его география с каждым годом расширяется. «На нынешний форум в Казань приехали представители Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Тольятти, Чебоксар, Ульяновска, многих других регионов Российской Федерации и, конечно же, наши татарстанские автолюбители старины».
Среди ценителей ретро, кстати, и первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Его красный «Астон Мартин» 1937 года (ровесник!) произвел на фестивале настоящий фурор.
Не меньше оваций собрал самый молодой участник фестиваля. Похвастаться ретромобилем 17-летний Рустем Махмутов из Нурлата не смог. Достижение парня – он своими руками собрал мотоцикл «Трайк». За подробностями в Интернет лезть не нужно – мотоцикла Рустема там не найти. Потому что школьник его не только собрал, но и сконструировал сам, по собственным же чертежам.
По документам этот «трехколесный» 1993 года. На деле это возраст двухколесного «Урала», ставшего основой «Трайка». Его сборку Рустем закончил лишь год назад. До этого 2 года собирал свое чудо: колесо к колесу, винтик к винтику. В ход шли части от других мотоциклов и автомобилей. Результат впечатляет: мотоцикл способен разгоняться до 150 км/ч, два его пассажирских кресла имеют ремни безопасности, а колонки такие, что можно устраивать дискотеку на природе.
«И как реагируют люди на такое моточудо?» – спрашиваю парня.
«Постоянно просят прокатить, – смеется Рустем. – И я катаю. Чаще всего свадьбы в родном Нурлате. Так и едем, я с молодоженами во главе колонны, а за нами остальные машины».
Рустем Махмутов уже стал призером республиканской олимпиады «Кулибин XXI века». Но останавливаться на этом не собирается. Парень твердо намерен собрать из российского уазика машину наподобие лимузина «Хаммер».
«Лиззи» за 480 долларов
Несмотря на почтенный возраст, почти все автомобили прибывали на фестиваль своим ходом. И только «Форд Т» привезли на эвакуаторе. Эта «Жестянка Лиззи» 1914 года выпуска – самое старое авто фестиваля и первое в мире, выпускавшееся миллионами экземпляров и ставшее доступным для масс.
«Форд» был отреставрирован в 1965 году и более 30 лет не был доступен для публики. Нынешний владелец приобрел его у частного коллекционера. У автомобиля вместо панели приборов лишь деревянная коробочка, куда вставляется ключ зажигания. Педали три: тормоз, передний и задний ход. Фары газовые, зажигающиеся спичкой. В 1914 году такая модель в базовом варианте стоила в США 420 долларов. Но этот автомобиль не базовый. От серийного он отличается как минимум кожаным салоном и задним керосиновым фонарем. Такую «Лиззи» продавали уже по 480 долларов.
Как бы ни были красивы представленные на фестивале ретромобили, «покрасоваться» все же не единственная цель их хозяев. В первый день специальная комиссия проверила техническое состояние автомобилей, а на второй день фестиваля на автодроме «Казань-Ринг» состоялись первые в Татарстане ретро-гонки.
В зависимости от года выпуска все ретромобили поделили на 3 класса, для которых установили свое расчетное время прохождения круга – от 3 до 5 минут. Главное в регулярных гонках – не прийти первым, а уложиться в расчетное время. Лучшим в итоге стал владелец ГАЗ-21 из Чувашии Андрей Лавров. А победителем конкурса фигурного вождения стал владелец такой же «Волги» из Казани Геннадий Мудров. Кроме этого, на фестивале отметили и лучшие автомобили по различным номинациям.