После трагедии теплохода «Булгария» люди потеряли интерес к речным круизам. Продажи путевок почти остановились, а туроператоры терпят убытки. Об этом журналистам рассказали на пресс-конференции, что прошла прямо на борту большого трехпалубного теплохода. Место встречи не случайно. Все для того, чтобы показать и доказать: «Булгария» – исключение, и больше такого не допустят.
«Туристы думают, что их отправляют на смерть»
«У туристов панический шок, они стали бояться воды, думают, что их отправляют на смерть, – комментирует ситуацию заместитель директора ЗАО «Бюро путешествий «Столица» Сергей Мильграм. – А ведь такого никогда не было, это исключение. Корабль не мог просто так пойти ко дну за такой короткий промежуток времени, это мое мнение. Думаю, это злой рок. И шансы, что такое повторится, сводятся к нулю».
Речной транспорт – самый безопасный, уверен Сергей Мильграм. Сводки трагедий вторят: автомобили бьются, самолеты падают, поезда сходят с рельсов. А вот из серьезных аварий речного транспорта на слуху лишь случай на Волге с теплоходом «Александр Суворов» в 1983 году. Но тогда была явная ошибка экипажа – завели судно под непригодный для прохода пролет моста. «На этот раз причиной трагедии стала накопленная системная ошибка, – считает руководитель казанского филиала турфирмы «Самара-ГЕРМЕС» Искандер Гильманшин. – Ведь соблюдение всего двух основных правил дает стопроцентную безопасность на реке. Это в обязательном порядке соблюдение условий эксплуатации и правил технического обслуживания».
А вот возраст теплохода, по словам участников конференции, тут не при чем. Если за ним правильно ухаживать, полвека – далеко не предел. Например, в водах Северной Двины плавает колесный пароход «Николай Гоголь», отметивший в этом году 100-летие на плаву.
Речной туризм жил, жив... Но будет ли жить?
Только словами людей не убедить. После 10 июня многие больше не решаются отправится в круиз, а вроде бы решившиеся спешат сдать путевки. «Целая отрасль оказалась практически на грани развала, – прокомментировал сложившуюся ситуацию с речным туризмом руководитель казанского ООО «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин. – Мы сейчас продаем одну-две путевки в день, август и сентябрь полностью в проигрыше. Мы продали путевок уже на восемь миллионов рублей меньше, чем в этот же период прошлого года. А ведь нам надо окупить содержание теплохода, его зимний ремонт, зарплату экипажа».
Причем, наиболее заметно продажи путевок на круизы упали именно в Казани, отмечают участники конференции. В соседних городах и республиках интерес к речным путешествиям тоже снизился, но все же не так сильно. На этом фоне потенциальных туристов спешат заверить: все теплоходы, находящиеся сейчас в собственности или аренде татарстанских туристических компаний, проверены и полностью соответствуют всем требованиям безопасности и технического состояния.
«Наше министерство после трагедии провело большую работу, мы запросили все необходимые документы, проверили их, – продолжает заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергей Иванов. – И сейчас я могу сказать, что все теплоходы в собственности или фрахте республики имеют все необходимые документы для осуществления туроператорской деятельности».
После гибели «Булгарии» в собственности или аренде у Татарстана остается пять теплоходов, два трехпалубных и три двухпалубных. Это «Ф. Жолио-Кюри», «Павел Миронов», «Борис Полевой», «Арабелла» и «Герой Александр Головачев». Чтобы речные круизы не канули в лету, одной полной готовности этих судов принять туристов мало. «Без государственной поддержки не выживем, – говорит Вячеслав Самолин. – Нужны изменения в законодательстве в части ответственности судовладельца и фрахтователя, ответственности и взаимоотношений туроператора, турагента и клиентов. Изменения нужны. И я уверен, круизный туризм в России будет жить».
Фото: kazan-sk.ru