Режиссер: Том Хэнкс
В ролях: Джулия Робертс, Том Хэнкс, Гугу Мбата-Ро, Сэдрик Интертэйнер и другие.
Если в прокат выходит кинопродукт с названием в виде имени собственного как то «Форрест Гамп», «Эрин Брокович» или, на худой конец, «Ван Хельсинг» – поневоле ждешь захватывающей и исключительно-поучительной истории. «Ларри Крауна» можно считать вторым «Я» Тома Хэнкса: главная роль, сценарий, режиссура. Том нашел в себе Клинта Иствуда и стал руководить процессом по обе стороны камеры.
Проработав двадцать лет флотским коком, Ларри вовсе не так успешно заканчивает карьеру, как Стивен Сигал в «Захвате»: ни террористов, ни угрозы ядерной войны. Краун процветает в одном из магазинов сети супермаркетов U-Mart, по аналогии с реально существующей K-Mart или Wallmart. Он упорядочивает свою жизнь посредством выравнивания вешалок и ощущением единства в родном коллективе.
Вместо присвоения очередного «сотрудника месяца» руководство магазина, прореживая стройные ряды своих служащих, избавляется от Ларри под несколько женским предлогом – «мы больше ничего не можем дать друг другу». Дело не в тебе, дело во мне. Хотя на самом деле дело в тебе. Формальной причиной для увольнения служит отсутствие высшего образования, что мешает Крауну расти над собой и окружающими. Очарованный безобидным старичком-деканом, Ларри записывается на курс 2.17 по ораторскому искусству.
– Ты за весь вечер ни разу не улыбнулась!
– Я улыбаюсь.
– Как джокер после трех коктейлей!
За работу артикуляционного аппарата отвечает героиня Джулии Робертс. Мерседес Тэйно – не Тэйнот, не Тайбо, не Тэйнет (как она по миллиону раз повторяет своим новым ученикам перед каждым занятием) тоже мучается кризисом посредственного возраста. Она замужем за профессором-псевдоблогером, по совместительству любителем порно. Несчастная надирается в конце каждого рабочего дня, с удовольствием отменяет занятия и, понятное дело, не испытывает никакого вдохновения от своей повседневной жизни.
Казалось бы, дуэт Тома Хэнкса и Джулии Робертс – железный гарант качества, но даже приличного соло фильм не обнаруживает, несмотря на знаменитое тугодумие Хэнкса и «широкоплечую» улыбку Джулии. К вящему ужасу, Хэнкс в «Ларри Крауне» выглядит как Брюс Уиллис в фильме «Суррогаты»: усталый, зафотошопленный, запудренный, как престарелая кокотка.
Психологическая подоплека в том, что Ларри своего рода тот же Гарри Поттер: бессильный маленький человечек в очках, над которым нависла неподъемная угроза: безработица, долги, одиночество. А жизнь в общем-то уже прожита. «Доброе кино» учит тому, что после 50 лет есть не только загробная жизнь. Зритель вроде как обречен на сочувствие, потому что это классическая схема с «одноногим мальчиком». Правда, в нашем случае у мальчика уже церебральный паралич.
Действие разворачивается нехотя, через силу. И даже крепкий бэкап из эпизодических ролей актеров телеканала Fox, набивших руку на комедийных сериалах, – что мертвому припарки.
Отношения Ларри и Талии – его подруги по государственному колледжу – выглядят надуманными и немотивированными, как если бы девушка знала, кто здесь главный герой. Талия и ее друзья – банда на скутерах – как стайка дельфинов спасают утопающего в безнадежности Ларри. Но часто ли в реальной жизни вы натыкаетесь на группы таких тимуровцев, рыщущих по улицам в поисках повода для доброго дела? Рейтинг реалистичности у Ларри Крауна как у Беллы из «Сумерек»: я не могу понять, почему эти двое оказались интересны хоть кому-то? Потому что умны, остроумны, очаровательны? Я вас умоляю! Что, Мерси влюбляется в Ларри, потому что он настроил ей навигатор???
Почти все моменты, когда Джулия и Том как-то изображают творческое взаимодействие – есть в трейлере, на большее рассчитывать не приходится. И в режиссерском, и в актерском амплуа Хэнкс не разыграл карту пьяной интрижки – пропустил своего рода «золотой час», когда у людей завязываются крепкие, стабильные отношения. В этой истории, как на пустом перекрестке, почти ничего не происходит. И если ехать автостопом, то попутку можно ждать бесконечно долго.
Фильм можно было бы назвать добрым, если бы он не был скучным. И трогательным, если бы он не был унылым. Критики уже высказывают мнение, что после такой комедии Тому Хэнксу нужна новая хорошо сбитая драма.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».
Алина ЧЕРЕНЦОВА