Этой страны, согласно данным Интернета, нет среди самых посещаемых русскими туристами. Нет ее даже среди не самых посещаемых. Объясняется это очень просто: добраться до нее нелегко, визу получить еще сложнее. Наш собеседник – туристка, которая недавно вернулась из Америки, Гелина Лето.
– Гелина, какой была цель вашей поездки?
– Открыть Америку для самой себя. Нам много рассказывают об этой стране самые разные средства массовой информации, но под каким бы соусом ни подавались их статьи, США даже для меня, побывавшей во многих странах, казались недоступным тридевятым царством, тридевятым государством.
– Разве это не так?
– В современном мире, как я теперь понимаю, не осталось тьмутараканей. Мне, например, когда я летела в Нью-Йорк, казалось, что я – российский первооткрыватель Америки, но как же я ошибалась!
– Что, в США, как и в Турции, тоже все говорят по-русски?
– Сравнивать эти две страны ни в коем случае нельзя, поскольку в Турцию российское население ездит в основном за экзотикой, полежать на пляжах, а в Соединенные Штаты – работать (по программе Work and Travel) или даже жить. У кого-то это удовольствие длится 3-4 месяца, а у кого-то растягивается на всю оставшуюся жизнь.
– Вы имеете в виду эмигрантов? Вы с ними встречались?
– Да, встречалась. И даже разговаривала.
– Какое впечатление они на вас произвели?
– Невозможно о многих людях сложить единственное впечатление. Например, я общалась с женщиной, которая по старой привычке (а она замужем за американцем и прожила в Штатах не меньше 10 лет) все цены – за жилье, за еду, за отдых и так далее – переводит в рубли. От полученных цифр у нее глаза на лоб лезут, поэтому она постоянно находится в нервном напряжении. Это напряжение усиливается за счет того, что в США нет не только бесплатного дополнительно образования для детей, но и муниципальных детских садиков полного дня. Чтобы оплатить все расходы, ей и ее мужу приходится работать с утра до позднего вечера. Правда, в отличие от нынешней России, где все стремятся привести в соответствие с Америкой, ее труд окупается сторицей: ее семья живет в огромном двухэтажном доме самого богатого района восточного побережья США и каждый год отдыхает где-нибудь на Канарах или в Новой Зеландии. Я не заметила в этой женщине особой любви к соотечественникам, однако она прикладывает все усилия, чтобы ее дети свободно говорили на русском языке.
Другой пример – пожилой армянин, с которым я познакомилась на западном побережье Америки. Для него все выходцы из Советского Союза – братья. Он предприниматель, влюбленный в свою новую родину, и всем вновь прибывшим в Штаты так или иначе стремится помочь с жильем, с работой.
– А вам предлагал остаться?
– Предлагал. И очень сокрушался, когда я сказала, что в гостях хорошо, а дома все-таки лучше. К тому же это миф, что в США всем жить хорошо. Если у вас есть гражданство этой страны, то есть и медицинская страховка, и право на более дешевое, а то и бесплатное обучение, и социальная поддержка от государства, и много других незаметных на первый взгляд благ. Если же вы вне закона, то можете жить спокойно только до тех пор, пока не нарушили этот закон (например, сильно превысили скорость на дороге) или пока вам не потребовалась медицинская помощь. К примеру, сходить к зубному врачу без страховки здесь стоит от 200 (осмотр и постановка диагноза) до 1,5 тысяч долларов за один зуб! У нас за такие деньги можно новую челюсть вставить!
– А коренное население живет богато?
– Если вы имеете в виду индейцев, то они в США – большая редкость. А в тех штатах, где мне удалось побывать, их либо нет вовсе, либо мне не повезло их встретить. Если вы говорите о тех людях, которые рождены в Америке, то тут тоже все по-разному. Основное население страны, как и мы, живет в квартирах. Часто эти квартиры такие маленькие, что вряд ли рассчитаны на большую семью. Жилье в США мало кто покупает в личное пользование: во-первых, нет лишних заморочек с налогами, а во-вторых, отсутствие прописки позволяет менять место жительства хоть каждый день.
– Но из средств массовой информации мы знаем, что большинство американцев живет в личных домах.
– Да, большинство жителей Соединенных Штатов действительно предпочитает жить в своих домах, поэтому их города часто расползаются на многие километры. Сразу даже не поймешь, где заканчивается один город и начинается другой. Но иметь свой дом по карману далеко не каждому американцу. На севере я видела целые деревни, состоящие только из домов-вагончиков. Было такое впечатление, будто это железнодорожный состав разобрали на части и облагородили эти части евровагонкой. А так как огородов рядом с американскими домами не бывает, то ощущение того, что завтра вся деревня снимется с места и тронется в путь всем составом, усиливается многократно. И даже в Калифорнии – одном из самых богатых штатов – я видела много древних, полуразвалившихся домов подобного типа. Конечно, это не относится к Лос-Анджелесу или Сан-Диего. Картина бедности начинает вырисовываться по мере продвижения вглубь пустыни: как-то неожиданно заканчиваются зеленеющие поля, и взору открывается бесконечная равнина, поросшая полусухой травой, обрамленная совершенно обнаженными горами. И вдруг то там, то там виднеется либо отдельно стоящий дом с припаркованной к нему машиной, либо деревушка, при взгляде на которую возникает один вопрос: за счет чего и зачем тут живут люди?
– Если бы вам задали вопрос «что американцу важнее иметь – дом или машину?», как бы вы на него ответили?
– Я задавала такой вопрос самим американцам. И ни разу не услышала ответа «дом». Объясняли они это очень просто: если ты имеешь машину, то можешь найти работу в любом городе Соединенных Штатов. А если ты имеешь работу, то сможешь оплатить и жилье.
– В Штатах совсем нет бомжей?
– Сколько угодно. Особенно много бомжеподобных людей я видела в Калифорнии. Но это, на мой взгляд, люди либо пропившие свой разум, либо просто не желающие работать.
– Что дает вам основание так думать?
– В американских аэропортах (а нам пришлось совершить несколько перелетов) очень много мелких служащих. Есть даже такая почетная должность: помогать людям с багажом правильно встать на эскалатор. Я, конечно, не думаю, что за такую должность платят так же много, как высококвалифицированному программисту или адвокату, но взять машину в кредит и оплатить аренду однокомнатной квартиры – вполне.
– Среди наших соотечественников вы встречали высокооплачиваемых специалистов?
– Не думаю, что мне безумно повезло в этом плане, но я только таких и встречала. А если это были не нанятые специалисты, то бизнесмены самого разного уровня. Русские люди любят и умеют работать, если им это позволить. А у многих еще и привычка готовить еду самостоятельно сохранилась, что, можно сказать, является дополнительной статьей дохода. Средний же американец предпочитает вообще не готовить. В лучшем случае – завтрак в микроволновке разогреть.
– На чем вы передвигались по стране?
– Из штата в штат – на самолетах. Здесь это один из самых распространенных видов транспорта: поезда ездят довольно медленно, а стоят дорого. А внутри штатов – на автобусах или машинах.
– Как вы решали, на чем ехать?
– Все зависело от штата. Например, в районе штата Нью-Йорк выгоднее было взять автобус: здесь от одной столицы до другой довольно близко, поэтому автобусы ходят регулярно и цена на них приемлемая. При этом забот о том, как добраться до гостиницы и где припарковать машину – никаких. И в Нью-Йорке, и в Вашингтоне (округ Коламбия) есть метро. И это при том, что обойти Вашингтон даже пешком можно часа за два. Главное, что нужно знать, – это то, что метро в каждом городе имеет свои особенности оплаты проезда. Поэтому прежде чем купить или выбросить уже пробитый билет, нужно прочитать все правила пользования метрополитеном.
– Вы можете привести пример какой-нибудь особенности?
– Например, стоимость проезда в Нью-Йоркском метро не зависит от того, сколько станций вы проехали, а в метро Вашингтона зависит, поэтому билет нужно сохранять до конца поездки. Если вы ошиблись со станцией или решили выйти немного позже, то вам придется доплатить за проезд.
– Их метро похоже на наше?
– С гордостью могу сказать: даже близко не стояло. В Вашингтоне вагоны метро довольно уютные, но сами станции практически ничем не отличаются друг от друга. А в Нью-Йорке метро похоже на огромный, бесконечный, многоходовый подвал, найти в котором свою станцию вряд ли кому из приезжих удавалось с первой попытки. Иногда станции метро расположены на улицах, и поезда ходят на уровне второго-третьего этажей, поскольку внизу, на уровне первых этажей, движется автотранспорт. Представляю, каково жить в таких квартирах!
– Вам понравился сам Нью-Йорк?
– Честно сказать – нет. Я ходила по улицам этого города и удивлялась: чем он привлекает к себе людей? Небоскребы, конечно, удивляют, но жить даже рядом с ними мне бы не хотелось.
– А на месте башен-близнецов вы побывали?
– Мы были очень близко от этого места, но у меня не было никакого желания смотреть на него. К тому же кроме этих двух близнецов рядом было взорвано еще одно здание, пониже, о котором почему-то никто не говорит.
– В каких еще городах вы побывали?
– Мы совершили небольшое «кругосветное» путешествие по Калифорнии, которое началось в Лос-Анджелесе. Точнее – в Санта Монике, который где-то (я так и не поняла, где) плавно переходит в Лос-Анджелес. Очень красивый город с малоэтажными домами. Его основное украшение – огромный пляж. Даже в холодное время за ним постоянно ухаживают как работники, так и волонтеры. Специальные трактора ровняют очищенный от мусора песок, на котором в любое время года полно народа. Вдоль пляжа проложены асфальтовые дорожки, по которым ездят на велосипедах, катаются на роликах и бегают жители города. Здесь же есть возможность потренироваться на разного плана турниках. А на специально выстроенном помосте, поднятом над водой, можно пройтись по магазинчикам или покататься на чертовом колесе. Дорожки постоянно очищаются от песка. На краю пляжа, прямо под обрывистым берегом, стоят стена к стене двух-трехэтажные особняки. Их хозяева имеют возможность каждый вечер наблюдать закат солнца, которое садится прямо в океан.
– Какой город был следующим?
– Сан-Диего. До него от Лос-Анджелеса не очень далеко, но мы совершили небольшую ошибку, когда планировали время выезда, и попали в трафик.
– Что это такое?
– В США не во всех городах есть общественный транспорт. К тому же здесь люди могут жить в одном городе, а работать в другом. Поэтому вся Америка постоянно передвигается на автомобилях. В Лос-Анджелесе довольно много автобусов, курсирующих по самым разным направлениям. В них можно купить билет на одну поездку, и это будет стоить вам, к примеру, 2 доллара, а можно купить билет на сутки. Он обойдется вам в 10 долларов. С учетом расстояний, которые приходится преодолевать за день, такой билет бывает значительно выгоднее одноразового. Но, несмотря на наличие такого удобного транспорта, как автобус, здесь часто случаются пробки. Даже между городами. Происходит это утром, когда все едут на работу, и вечером, когда люди разъезжаются по домам. Бесконечный поток машин между городами – это и есть трафик.
– Вы стояли в пробке?
– Хуже! Наша машина, к которой мы еще и привыкнуть-то толком не успели, влилась в настоящий автомобильный поток, по всем своим признакам напоминающий поток реки. Иногда что-то тормозило движение «воды», и наша скорость снижалась до 30 миль в час. Потом скорость потока возрастала до 70-80 миль в час. Когда находишься внутри такого явления, кажется, будто ты стоишь на месте, ведь ничего вокруг тебя не меняется: слева три ряда «текучего металла» и справа столько же: и слева, и справа практически до Сан-Диего тебя сопровождают те же машины, которые выехали вместе с тобой из Лос-Анжелеса! И даже обочины нет, чтобы дух перевести!
– И что, никто никуда не сворачивает?
– Сворачивают. Для этого предназначена крайняя правая полоса. О том, что скоро будет съезд, знаки предупреждают заранее. Если ты прозевал тот съезд, который тебе нужен, считай, что тебе не повезло: вернуться назад и найти нужную дорогу бывает весьма трудно.
– А если что-то с машиной случится?
– Нам, слава Богу, повезло: у нас ни разу не возникло необходимости остановиться. А кому-то повезло меньше. Где-то на полпути к Сан-Диего мы видели аварию: девушка не успела среагировать на неожиданно сменившуюся ситуацию и въехала в идущий перед ней грузовик.
Но аварии в Штатах – явление весьма редкое: огромным преимуществом американских дорог является их многоуровневое расположение. Причем каждая предназначена для движения только в одну сторону.
– Чем вам запомнился Сан-Диего?
– Мы жили на окраине города, и сам он нас практически не заинтересовал. Однако в Сан-Диего находится один из самых красивых аквариумов мира. Точнее, это целый водный мир, в который ты погружаешься на целый день, перемещаясь от одной площадки к другой. На одной выступают дельфины, на другой «саму» – касатки,– на третьей – морские котики. Здесь есть возможность поучиться тренировать дельфинов, а при желании даже поплавать вместе с ними.
Второй день мы посвятили зоопарку, а на третий совершили путешествие по Wild animal парку. Расположен он приблизительно в 100 милях от города, у подножья гор. Самые разные звери живут в нем практически в естественных условиях. Разве что охотиться хищникам на антилоп приходится только вприглядку: территория львов отделена от полянки травоядных двумя широкими рвами.
Следующим был Гранд Каньон. Это уже штат Аризона.
– На Гранд Каньоне есть гостиница?
– В Америке они есть повсюду. Но мы остановились не в ближайшем от каньона городке, а во Flagstaff. Это очень небольшой, но очень симпатичный город, расположенный в лесу, очень похожем на сосновый где-нибудь за Белорецком. В 1955 году сюда из Вашингтона переехала обсерватория ВМС США. Высота над уровнем моря здесь 7250 футов (2175 м). Еще вчера внизу мы фотографировали мандариновые деревья, а здесь лежал довольно крепкий снег.
Гранд Каньон, до которого мы добирались часа полтора, меня просто потряс. Вертолет, летающий внизу над рекой, казался с его высоты стрекозой. А палатки, расположенные на
небольшом, покрытом травой плато, можно было рассмотреть только в бинокль. И что мне очень понравилось: как на Ниагарском водопаде, так и здесь можно было посмотреть впечатляюще снятые художественно-документальные фильмы об этих явлениях природы.
– Лас-Вегас, наверняка, произвел на вас еще большее впечатление?
– Произвел, но не такое большое, как я ожидала. В кино этот город выглядит куда грандиознее. Нам хватило двух дней, чтобы обойти все самые интересные места этого города.
– Вы говорите о казино?
– Чтобы обойти все казино Лас-Вегаса, двух дней точно не хватит. Но побывать в них стоит не только и даже не столько ради игры, сколько увидеть богатство города, который по природе своей ничем не владеет. Нет там ни залежей железной руды, ни прекрасных лесов, ни нефти, ни пляжей, однако этот город можно назвать городом туристов, которых здесь не меньше, чем местных жителей. Первый день (точнее вечер) мы провели на сверкающей огнями главной улице Лас-Вегаса, на которой можно увидеть и Нью-Йоркские небоскребы, и Эйфелеву башню, и потрясающий воображение поющий фонтан «Белладжио», а второй – чтобы пройтись по знаменитым казино. Войдя в этот ирреальный мир, порой теряешься, на улице ты уже или все еще в здании, на какой-нибудь улочке старинного европейского города или все же в Америке.
Совершенно по-иному воспринимается Сан-Франциско. Чтобы добраться до него, нам потребовалось 10 часов. Когда Невада с ее скоростными спусками с гор осталась позади, вдоль всей трассы потянулись бесконечные плантации цитрусовых и винограда. И чем ближе мы продвигались к океану, тем более влажным становился воздух. Нам повезло увидеть столицу Калифорнии солнечной: ранней весной холодный и теплый потоки воздуха сталкиваются друг с другом и накрывают Сан-Франциско густым туманом.
– Этот город называют городом на холмах. Это действительно так?
– Да, это так. Здесь есть две вершины, побывать на которых необходимо каждому: с них весь город виден, как на топографической карте. А когда он закрыт туманом, то над туманом, как острова в море, виднеются вершины всех самых высоких холмов города. В Сан-Франциско, как мне в первый момент показалось, живут настоящие каскадеры. Владельцы авто умудряются применять американскую парковку даже при уклоне градусов в 30! А водители автобусов – вписаться в узкие улицы, запруженные более мелким транспортом. Еще по городу ходит экскурсионный трамвайчик.
Сан-Франциско – очень красивый город. Его основатели – русские и испанские моряки. В 1906 году он был до основания разрушен сильным землетрясением. Уцелело только несколько зданий, в том числе шесть частных домов, выстроенных в викторианском стиле. Сегодня эти дома показывают всем туристам. А в заливе, напротив той гостиницы, в которой мы жили, на острове стоит знаменитая тюрьма Алькатрас. Всю ночь она напоминает кораблям о своем присутствии грустными длинными гудками. А на берегу в магазинчиках можно купить шапочки и даже карандаши в черно-белую полоску.
Вернувшись из «кругосветки», мы сдали машину и в тот же вечер вылетели в Нью-Йорк.
– Вы можете дать какие-нибудь рекомендации тем, кто захочет повторить ваше путешествие?
– Конечно. Главное, на мой взгляд, – заранее забронировать места в гостиницах тех городов, в которых вы хотите побывать. Это даст больше гарантий на получение визы и на то, что вам не придется провести несколько часов в поисках подходящего места для ночлега.
Когда будете брать в ренту автомобиль (а это тоже можно сделать через Интернет), не покупайтесь на дешевизну: в рекламе наверняка забудут указывать цену за обязательную, а тем более за дополнительную страховку. Еще вам наверняка потребуется навигатор. Он тоже может идти отдельной платой. В результате всех наворотов цена за автомобиль может вырасти по сравнению с указанной суммой в несколько раз. Это нужно учитывать при финансовом планировании поездки.
В любом случае, если вас путешествует 3-4 человека, то машина – это лучший транспорт для большого путешествия. Если же вы едете один, то стоит заказать билеты на автобус.
Если вы хотите посетить северные штаты, то выгоднее всего начать с экскурсии в Вашингтон: там практически все музеи бесплатные. Насытившись ими в Вашингтоне, вы сэкономите на них в других городах.