Режиссер: Фёдор Бондарчук
В ролях: Фёдор Бондарчук, Гоша Куценко, Алексей Серебряков, Сергей Гармаш, Петр Федоров, Василий Степанов, Михаил Евланов, Юлия Снигирь, Андрей Мерзликин и другие.
На российские экраны вышла вторая часть эпопеи «Обитаемый остров». Кто-то ждал, кто-то заранее плевался, но хэдлайн «Другой фильм» был обязан собрать в кинотеатрах и тех, и других. Обещание беспрецедентных сцен с использованием рекордного количества пиротехники, массовки, какой-то невероятной массаракшской техники сделало свое дело – залы не пустовали. Но зачем зритель туда приходил?
«Обитаемый остров. Схватка» продолжает рассказ о мытарствах Максима Каммерера на планете Саракш, которую разрывают войны, политический диктат и общий враждебный настрой представителей разных «рас». Максим планирует освободить планету от Неизвестных Отцов, которые, преследуя собственные интересы, манипулируют «подданными» с помощью излучателей. Не совсем понимая, что конкретно для этого нужно сделать, Мак отправляется за помощью в перевороте к забугорным выродкам. А в то же время на него начинается самая настоящая охота – его хотят заполучить и Странник, и Прокурор, каждый – для своей странной цели, о которой зритель узнает только в конце.
Сюжет трудно уловить из-за многочисленных перескоков из эпизода в эпизод, не снабженных подробным объяснением происходящего. Этим грешит не только «Схватка», но и «Обитаемый остров» целиком – кто не читал, ничего не разберет. Честно признаться, не читала, да и у Стругацких это не самое удачное произведение, чтобы каждый второй был в курсе, как «Сталкер» Тарковского и «Пикник на обочине» или «Чародеи» Бромберга и «Понедельник начинается в субботу». Но я поняла, что такое «Властелин колец», не читая Толкина, о чем «Гарри Поттер», не читая Роулинг. И почему я не понимаю, в чем соль «Обитаемого острова», хотя рецензирую именно фильм, а не анимированные иллюстрации к книге?
Хорошая постановка сцен боев, прилично отрисованные внеземные объекты и вообще достойная техническая сторона настолько контрастирует с абсолютно неперевариваемой актерской игрой и озвучкой – Станиславский и папа-Бондарчук переворачиваются в гробу не один раз. А ведь актеры в фильме – ребята хорошие, включая Василия Степанова, – стараются, терпят. Но их расстановка, координация, мимика, озвучка – до того убогие, что единственным симпатичным персонажем оказался ни кто иной, как его величество Федя в образе Прокурора. Прокурор – отличный методический материал, как нужно играть душевно нездоровых людей у власти.
Эмоции, чувства и переживания остальных героев написаны на лицах гаечным ключом – достоверность так же сомнительна, как окупаемость проекта. А об уместности манеры озвучки можно судить по одной фразе Максима в сторону Странника, произнесенной во время ожесточенного боя один на один на манер Левитана: «Ну ладно я дурак, но вы-то куда смотрели?» И по многочисленным эпизодам с Гаем, тем же голосом Левитана, без единой эмоции на лице кричащем «Я умру за тебя, Мак!!!»
Возможно, «Обитаемый остров» – достойное начало эпохи «человеческих» блокбастеров для загадочной русской души (крик из ее глубины: «Остановитесь!»), но мне бы хотелось верить, что Бондарчук-младший не хоронит им свою многобюджетную режиссерскую карьеру, что эпопея понравится ключевым лицам российского кинематографа.