Все профессии важны, все профессии нужны. Но что, если та, что ты для себя выбрал, оказывается в лучшем случае не совсем для тебя подходящей, а в худшем — кромешным адом?
Редакция 116.RU пообщалась с казанскими работниками из разных сфер. Кто-то из них всё еще продолжает свое дело, для других это занятие осталось уже в прошлом. Они просто и честно рассказали о своей работе, в том числе и о таких моментах, которые человеку со стороны непонятны.
Не предупредили о штрафах
Светлана из Казани — бывший продавец небольшого магазинчика у дома. У нее нет высшего образования, после школы она не пошла учиться дальше. Нужно было устраиваться на работу, поэтому, когда она увидела объявление, что в магазин прямо в ее дворе требуется продавец, сразу же откликнулась.
— Сначала не хотели брать, говорили, что у них есть правило: жителей близлежащих домов не трудоустраивать. Но мне всё же удалось уговорить взять меня на работу, я ведь к тому времени уже много в чем успела себя попробовать, навыки были — и кухонным работником была, и в клининге работала, и листовки раздавала, и дворы подметала. Работа меня не пугала, ко всему была готова, — говорит Света.
Девушку быстро всему обучили, начальство было строгое, много требовало, но задачи ставили четко. В магазине жительница Казани научилась работать с кассой, с терминалом, научилась фасовать кондитерские изделия, разливать напитки. Светлану научили вести отчетность, подавать заявку поставщикам. Но забыли рассказать о самом главном: не предупредили о системе штрафов.
— Зарплата и так была маленькая, штрафы платить не хотелось, конечно, но приходилось. Вот, например, ревизия у нас была каждый месяц. Мы считали весь товар, считали, сколько продали, высчитывали выручку. И откуда-то всегда была недостача. По накладным, например, как-то вышло, что не хватает двух блоков дорогих сигарет. Спросили с меня. А я не курю даже! Если одна пачка этих сигарет стоит 180 рублей, а в блоке 10 штук, то понимаешь, что нужно за свой счет покрыть недостачу в 1800 рублей. И тут уже выкручиваешься, как можешь. Либо из своего кармана кладешь, либо начинаешь накручивать цены на и так дорогие товары, — вздыхает жительница Казани.
Накрутка цены и просрочка
По ее словам, накрутку работники магазина делали в 18–30%, а ценник всегда округляли в большую сторону. После накрутки цены приходилось увеличивать ее еще больше — уже чтобы покрыть непонятно откуда взявшуюся недостачу.
— Штрафы были и за просроченный товар, который мы, продавцы, не успели продать. Тут уже выбирать тебе: просрочку либо втюхиваешь, либо сама покупаешь. Покупать не хотелось. Было непонятно, почему руководители магазина не могут ее списать, поэтому приходилось идти на ухищрения. Как я делала? Беру, например, тортик вафельный, который в своей фирменной коробке. Эту коробку использовать уже нельзя, потому что на ней написан истекший срок годности. Брала белую подложку, клала туда просроченный торт, обматывала пленкой, ставила накрученную цену и продавала, — делится нюансами работы Света.
Говорит, что люди покупали, а она молилась, чтобы с ними всё было хорошо. Было страшно, если они придут разбираться. О том, что этот торт могли попробовать дети или люди со слабым здоровьем, она тогда совсем не думала.
Начальство поощряло это, даже ставило девушку в пример ее сменщицам. К счастью Светланы, только с мясной просрочкой не требовали никаких ухищрений. Ее просто списывали.
— Часто при фасовке тех же самых печенек они падали на пол. Тут всегда работал закон 5 секунд. Понимаешь, что этого никто не видел, поднимаешь печеньку и фасуешь ее как ни в чем не бывало дальше, — отмечает бывшая продавщица.
За гигиеной в магазинчике шаговой доступности никто не следил, продавцы могли прийти с улицы, помыть полы, держать деньги в руках, сходить в туалет, а потом без какого-либо угрызения совести вернуться к фасовке товара.
— Кстати, за 2 года моей работы в магазине ни разу не было того, чтобы у нас была какая-то проверка, — добавляет девушка.
Нестабильный график и срывы на покупателях
График работы был неустойчивый, а текучка кадров была постоянной. Приходилось часто выходить работать не в свои смены, чтобы заменить заболевшего сотрудника или того, кто резко решил уволиться. Светлана признаётся: часто выходило так, что свою злость она срывала на покупателях.
— Тогда состояние у меня было нестабильное, только, например, сяду поесть, и приходит толпа покупателей, а за ними стоят грузчики, которые привезли товар. В конце дня мы должны были мыть полы в магазине, если после этого заходят покупатели, то невольно начинаешь закатывать глаза, вздыхать, всем своим видом давая понять, что ты им не рад. Это я сейчас понимаю, что неправильно поступала, а тогда даже мысли такой не было, — рассказывает она.
О каком-то карьерном росте, продвижении в таких магазинах и речи быть не могло. Даже трудоустройство было неофициальным. Владелец магазина объяснил Светлане, что не хочет платить налоги.
— «У тебя денег, что ли, много, чтобы официально к нам устраиваться и платить налоги?» Вот так он у меня спросил. Денег, конечно, у меня было немного, поэтому я согласилась с ним, — говорит Света.
Не было и социальных льгот, страховки, бонусов каких-то, больничных выплат, стаж в пенсионный фонд тоже не шел. Но девушка продолжала работать.
Обманывающие соседи и грузчики
— Иногда было такое, что приходили ребята, какие-то знакомые из нашего двора. Набирали целый пакет еды, а потом говорили: «Ой, забыл кошелек дома, ты же меня знаешь, запиши в тетрадку мое имя, а я занесу». Записала я как-то раз соседа с товаром на 4 тысячи рублей. И он благополучно пропал после этого. Пришлось заплатить за него, чтобы не было недостачи... Через месяц сменщица его случайно заметила — сидел с девушкой в машине и целовался. Она открыла дверь машины, напомнила про долг магазину. Скорее всего, чтобы перед девушкой своей не позориться, он прибежал и рассчитался, — грустно улыбается Света.
Воровство покупателями в магазине тоже случалось, но помещение было небольшое, понатыканное камерами, поэтому это всегда быстро вскрывалось. Грузчики, которые привозили товар, тоже пытались обмануть продавцов.
— В спешке грузчик заносил весь товар, торопил продавца со словами, что ему нужно ехать. Старался при этом сам посчитать товар, чтобы продавец просто поставил галочку, расписался в накладной о приемке товара и расплатился. Если после отъезда грузчика мы понимали, что в накладной заявлено, например, 10 колбас одного вида, а по факту их меньше, то это уже была наша проблема. Тут даже администрация магазина не могла как-то вступиться. Раз приняла и расписалась — значит, товар был. Недостачу заплатишь, — отмечает девушка.
В общем, свою прошлую работу Светлана описывает как замкнутый круг: покупатели воруют, продавцы обманывают покупателей, а продавцов обманывают грузчики. Одни только владельцы магазина всем довольны, они при любом раскладе остаются с выгодой.
— В итоге я ушла из магазина, чему очень рада. Чувствую угрызения совести перед соседями, отвращение к магазинам шаговой доступности. Страдаю от болей в пояснице: это, наверное, связано с тем, что часто приходилось таскать и менять пивные кеги, — вздыхает жительница Казани.
Советы казанцам
В конце нашего разговора Светлана дала несколько советов казанцам, которые часто отовариваются в подобных магазинчиках у дома. В первую очередь девушка посоветовала не брать с полок товары, которые расположены на виду. Посвежее находятся поглубже.
— Обычно самые свежие товары кидают назад, чтобы в первую очередь продать то, у чего истекает срок годности. А если вы в магазине шаговой доступности, требуйте, чтобы продавец доставал товар сзади. Будьте внимательнее к датам и срокам годности, — говорит она.
Хлеб, да и любые другие товары лучше всего убрать в заводской упаковке, так как есть большая вероятность, что их могли не раз уронить на пол.
— Да их могут и фасовать без перчаток. Я сама не раз роняла хлеб, а потом засовывала его в целлофановый пакет. Сами грузчики тоже не удивляются выпавшим продуктам, спокойно берут их рукой и кладут обратно в коробки, — отмечает Света.
Девушка советует всегда приходить закупаться вечером, так как в первую половину дня у продавцов главная цель — распродать вчерашнюю продукцию. К вечеру такой продукции зачастую не остается, и выносят уже свежие продукты.
— И самый действенный (по крайней мере, у меня так было) совет: говорите продавцу, что вы берете продукты для детей. Потому что они понимают, что к просроченным и некачественным товарам у детей реакция будет сильнее, чем у взрослых. Вероятнее всего, испугаются и перестрахуются, — говорит девушка.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!