Экономика эксклюзив «Просрочку либо втюхиваешь, либо сама покупаешь». Исповедь продавца казанского магазина шаговой доступности

«Просрочку либо втюхиваешь, либо сама покупаешь». Исповедь продавца казанского магазина шаговой доступности

После увольнения она рассказала всю правду о своей работе

Бывший продавец советует: не берите товары, которые стоят на виду, обычно вперед ставят просрочку

Все профессии важны, все профессии нужны. Но что, если та, что ты для себя выбрал, оказывается в лучшем случае не совсем для тебя подходящей, а в худшем — кромешным адом?

Редакция 116.RU пообщалась с казанскими работниками из разных сфер. Кто-то из них всё еще продолжает свое дело, для других это занятие осталось уже в прошлом. Они просто и честно рассказали о своей работе, в том числе и о таких моментах, которые человеку со стороны непонятны.

Не предупредили о штрафах

Светлана из Казани — бывший продавец небольшого магазинчика у дома. У нее нет высшего образования, после школы она не пошла учиться дальше. Нужно было устраиваться на работу, поэтому, когда она увидела объявление, что в магазин прямо в ее дворе требуется продавец, сразу же откликнулась.

— Сначала не хотели брать, говорили, что у них есть правило: жителей близлежащих домов не трудоустраивать. Но мне всё же удалось уговорить взять меня на работу, я ведь к тому времени уже много в чем успела себя попробовать, навыки были — и кухонным работником была, и в клининге работала, и листовки раздавала, и дворы подметала. Работа меня не пугала, ко всему была готова, — говорит Света.

Девушку быстро всему обучили, начальство было строгое, много требовало, но задачи ставили четко. В магазине жительница Казани научилась работать с кассой, с терминалом, научилась фасовать кондитерские изделия, разливать напитки. Светлану научили вести отчетность, подавать заявку поставщикам. Но забыли рассказать о самом главном: не предупредили о системе штрафов.

— Зарплата и так была маленькая, штрафы платить не хотелось, конечно, но приходилось. Вот, например, ревизия у нас была каждый месяц. Мы считали весь товар, считали, сколько продали, высчитывали выручку. И откуда-то всегда была недостача. По накладным, например, как-то вышло, что не хватает двух блоков дорогих сигарет. Спросили с меня. А я не курю даже! Если одна пачка этих сигарет стоит 180 рублей, а в блоке 10 штук, то понимаешь, что нужно за свой счет покрыть недостачу в 1800 рублей. И тут уже выкручиваешься, как можешь. Либо из своего кармана кладешь, либо начинаешь накручивать цены на и так дорогие товары, — вздыхает жительница Казани.

Накрутка цены и просрочка

По ее словам, накрутку работники магазина делали в 18–30%, а ценник всегда округляли в большую сторону. После накрутки цены приходилось увеличивать ее еще больше — уже чтобы покрыть непонятно откуда взявшуюся недостачу.

— Штрафы были и за просроченный товар, который мы, продавцы, не успели продать. Тут уже выбирать тебе: просрочку либо втюхиваешь, либо сама покупаешь. Покупать не хотелось. Было непонятно, почему руководители магазина не могут ее списать, поэтому приходилось идти на ухищрения. Как я делала? Беру, например, тортик вафельный, который в своей фирменной коробке. Эту коробку использовать уже нельзя, потому что на ней написан истекший срок годности. Брала белую подложку, клала туда просроченный торт, обматывала пленкой, ставила накрученную цену и продавала, — делится нюансами работы Света.

Говорит, что люди покупали, а она молилась, чтобы с ними всё было хорошо. Было страшно, если они придут разбираться. О том, что этот торт могли попробовать дети или люди со слабым здоровьем, она тогда совсем не думала.

Начальство поощряло это, даже ставило девушку в пример ее сменщицам. К счастью Светланы, только с мясной просрочкой не требовали никаких ухищрений. Ее просто списывали.

— Часто при фасовке тех же самых печенек они падали на пол. Тут всегда работал закон 5 секунд. Понимаешь, что этого никто не видел, поднимаешь печеньку и фасуешь ее как ни в чем не бывало дальше, — отмечает бывшая продавщица.

За гигиеной в магазинчике шаговой доступности никто не следил, продавцы могли прийти с улицы, помыть полы, держать деньги в руках, сходить в туалет, а потом без какого-либо угрызения совести вернуться к фасовке товара.

— Кстати, за 2 года моей работы в магазине ни разу не было того, чтобы у нас была какая-то проверка, — добавляет девушка.

Нестабильный график и срывы на покупателях

График работы был неустойчивый, а текучка кадров была постоянной. Приходилось часто выходить работать не в свои смены, чтобы заменить заболевшего сотрудника или того, кто резко решил уволиться. Светлана признаётся: часто выходило так, что свою злость она срывала на покупателях.

— Тогда состояние у меня было нестабильное, только, например, сяду поесть, и приходит толпа покупателей, а за ними стоят грузчики, которые привезли товар. В конце дня мы должны были мыть полы в магазине, если после этого заходят покупатели, то невольно начинаешь закатывать глаза, вздыхать, всем своим видом давая понять, что ты им не рад. Это я сейчас понимаю, что неправильно поступала, а тогда даже мысли такой не было, — рассказывает она.

О каком-то карьерном росте, продвижении в таких магазинах и речи быть не могло. Даже трудоустройство было неофициальным. Владелец магазина объяснил Светлане, что не хочет платить налоги.

— «У тебя денег, что ли, много, чтобы официально к нам устраиваться и платить налоги?» Вот так он у меня спросил. Денег, конечно, у меня было немного, поэтому я согласилась с ним, — говорит Света.

Не было и социальных льгот, страховки, бонусов каких-то, больничных выплат, стаж в пенсионный фонд тоже не шел. Но девушка продолжала работать.

Обманывающие соседи и грузчики

— Иногда было такое, что приходили ребята, какие-то знакомые из нашего двора. Набирали целый пакет еды, а потом говорили: «Ой, забыл кошелек дома, ты же меня знаешь, запиши в тетрадку мое имя, а я занесу». Записала я как-то раз соседа с товаром на 4 тысячи рублей. И он благополучно пропал после этого. Пришлось заплатить за него, чтобы не было недостачи... Через месяц сменщица его случайно заметила — сидел с девушкой в машине и целовался. Она открыла дверь машины, напомнила про долг магазину. Скорее всего, чтобы перед девушкой своей не позориться, он прибежал и рассчитался, — грустно улыбается Света.

Воровство покупателями в магазине тоже случалось, но помещение было небольшое, понатыканное камерами, поэтому это всегда быстро вскрывалось. Грузчики, которые привозили товар, тоже пытались обмануть продавцов.

— В спешке грузчик заносил весь товар, торопил продавца со словами, что ему нужно ехать. Старался при этом сам посчитать товар, чтобы продавец просто поставил галочку, расписался в накладной о приемке товара и расплатился. Если после отъезда грузчика мы понимали, что в накладной заявлено, например, 10 колбас одного вида, а по факту их меньше, то это уже была наша проблема. Тут даже администрация магазина не могла как-то вступиться. Раз приняла и расписалась — значит, товар был. Недостачу заплатишь, — отмечает девушка.

В общем, свою прошлую работу Светлана описывает как замкнутый круг: покупатели воруют, продавцы обманывают покупателей, а продавцов обманывают грузчики. Одни только владельцы магазина всем довольны, они при любом раскладе остаются с выгодой.

— В итоге я ушла из магазина, чему очень рада. Чувствую угрызения совести перед соседями, отвращение к магазинам шаговой доступности. Страдаю от болей в пояснице: это, наверное, связано с тем, что часто приходилось таскать и менять пивные кеги, — вздыхает жительница Казани.

Советы казанцам

В конце нашего разговора Светлана дала несколько советов казанцам, которые часто отовариваются в подобных магазинчиках у дома. В первую очередь девушка посоветовала не брать с полок товары, которые расположены на виду. Посвежее находятся поглубже.

— Обычно самые свежие товары кидают назад, чтобы в первую очередь продать то, у чего истекает срок годности. А если вы в магазине шаговой доступности, требуйте, чтобы продавец доставал товар сзади. Будьте внимательнее к датам и срокам годности, — говорит она.

Хлеб, да и любые другие товары лучше всего убрать в заводской упаковке, так как есть большая вероятность, что их могли не раз уронить на пол.

— Да их могут и фасовать без перчаток. Я сама не раз роняла хлеб, а потом засовывала его в целлофановый пакет. Сами грузчики тоже не удивляются выпавшим продуктам, спокойно берут их рукой и кладут обратно в коробки, — отмечает Света.

Девушка советует всегда приходить закупаться вечером, так как в первую половину дня у продавцов главная цель — распродать вчерашнюю продукцию. К вечеру такой продукции зачастую не остается, и выносят уже свежие продукты.

— И самый действенный (по крайней мере, у меня так было) совет: говорите продавцу, что вы берете продукты для детей. Потому что они понимают, что к просроченным и некачественным товарам у детей реакция будет сильнее, чем у взрослых. Вероятнее всего, испугаются и перестрахуются, — говорит девушка.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
«Мужчины в какой-то момент решили, что они лучше водят»: жительница Казани — о том, каково быть девушкой за рулем
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления