
На фото — Рустам Мухаметзянов и одна из его работ
Рустам Мухаметзянов — выдающийся фотограф, стоявший у истоков современной художественной фотографии Татарстана. Его работы были представлены на многих республиканских, региональных и международных выставках.
В этой статье редакция 116.RU расскажет о жизни и творчестве заслуженного деятеля искусств, а также покажет его работы.
Путь к творчеству
Мухаметзянов родился 24 мая 1946 года в Казани. В 1969 году он окончил медицинский институт, но вскоре понял, что это не его путь, а его истинное призвание — искусство. В 1970 году он поступил в Московский всесоюзный институт кинематографии (ВГИК) на операторский факультет. Параллельно работал оператором на казанской студии кинохроники.

— Учиться было сложно: слишком много интересного, всё отвлекает. Целый день смотришь фильмы, потом встречи с интересными людьми. Вайда приходил, Тарковский, Герасимов… Картье-Брессон, кстати, приезжал в Москву, мы ходили на встречу с ним. Жаль, конечно, что я мало проучился на очном отделении. Всего один курс, потом перевелся на заочное, — вспоминал Рустам в одном из интервью.
К первому курсу он уже был женат и понял, что нужно зарабатывать для семьи, и именно поэтому перевелся на заочное отделение.

За время обучения Мухаметзянов снял сюжеты для киножурнала «На Волге широкой» и создал небольшой цветной фильм «Казань светомузыкальная». Однако он быстро осознал, что в кино автором является режиссер, а не оператор. Возможно, именно поэтому фотография стала важной частью его жизни.
С 1975 года Рустам работал журналистом в изданиях «Комсомолец Татарии», «Азат хатын», «Сельская новь» и «Ялкын». Его интерес к искусству и общение с художниками способствовали его развитию как фотографа.

1993 г., селфи
В том же году он стал участником творческой группы «Тасма». Работы Мухаметзянова сосредоточились на теме татарской деревни, традициях и народном искусстве. Он также занимался созданием шамаилей — картин на стекле с изображением мусульманских святынь.
«Тасма» — казанская фотогруппа, которая заявила о себе в 1975 году и объединила выдающихся мастеров международного класса.
Некоторые из его художественных работ даже можно приобрести в интернете. Средняя цена за картину составляет 10 тысяч рублей.

Фотографии
Профессионально занимаясь фотографией, Мухаметзянов смог поучаствовать во многих всероссийских, всесоюзных и зарубежных фотовыставках. Его работы выставлялись в Москве, Рязани, Гродно, Новокузнецке, Таллине, Риге, Вильнюсе, Барселоне, Реусе, Париже, Праге и Берлине.

1979 г., ул. Баумана
За свои работы фотограф неоднократно получал награды. С 2000 по 2005 год он был лауреатом регионального фестиваля-конкурса «Портрет эпохи», а также фестивалей Internet International Art/Photo Contest в 2001 году и World Press Photo в 2003 и 2004 годах в Амстердаме.

Никогда не старейте душой! Россия, Казань, 17 июня 1980 года
Фотографии Мухаметзянова были помещены в фотоальбомы «Казань», «Советский Татарстан», «Шәһри Болгар», «Древняя Казань», «Искусство ислама», «Сабантуй» и «Сказ о Казани».
Также его снимки хранятся в коллекциях Русского музея Санкт-Петербурга, Государственного музея изобразительных искусств Татарстана и музеев стран Балтии.

Жених и невеста. Татарская АССР, город Елабуга, 1978 год
Он фотографировал жизнь и быт советских людей, стремясь передать глубокий смысл своих снимков. При этом Рустам отмечал, что ему больше нравится фотографировать что-то грустное.
— У меня действительно лучше получается грустное, лиричное. Когда снимаешь залихватское веселье, это уже не похоже на татарскую фотографию, — признавался он.

Поэт Евгений Евтушенко. СССР, Казань, 1970 год

Кружок кинолюбителей. Татарская АССР, поселок Юдино, 1973 год

Первый электропоезд в Казани, 1972 год
Он отмечал, что неоднозначно относится к фотографам-«щелкунчикам», которые фотографируют всё подряд, так как был уверен, что в снимках должна быть идея и чувства, а фотография должна что-то сказать.
Мухаметзянов подчеркивал, что хорошему фотографу необходимы насмотренность, знание изобразительного искусства, понимание жизни, реакция и здоровая наглость.
— Сам я не очень реактивный, зато наглый, — говорил он о себе.
Работы
Здесь мы собрали небольшую часть работ фотографа, которые он сделал в Татарстане.

1984 г., отель «Татарстан»
Из татарских культурных деятелей больше всего ему нравилось снимать живописца и скульптора Баки Урманче. Он признавался, что они дружили и часто обменивались открытками. Фотограф рассказывал, что Урманче был очень интересным человеком.

1974 г.
Он отмечал, что фотографию от других видов искусства отличает документальность. Это означает, что действие на снимке произошло само по себе, а не было придумано кем-либо. Например, если фотограф снимал для газет и журналов, он старался создать образ явления, который будет интересен всем.

1998 г.
В интернете можно часто встретить его фотоработы. Их используют некоторые сайты и различные городские паблики.

1990 г., Мергасовский дом
Напомним, мы писали о том, что в Сети набирают популярность нейрофотосессии — снимки, сделанные с помощью искусственного интеллекта. Человек отправляет несколько своих фотографий «фотографу», который составляет техническое задание для нейросети и ждет готовый результат.
Тем временем настоящие фотографы считают, что подобные снимки легко вычислить по неестественным участкам. А многие пользователи остаются недовольны результатами нейрофотосессий.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!