
Денис Четырин уже 6 лет развивает свою небольшую картинную галерею
Пусть Казань уступает культурному Санкт-Петербургу по количеству художественных галерей, но нам всё же есть чем похвастаться. И это не только большое количество государственных музеев, которые стараются делать достойные выставки, но и маленькие пространства, о которых знает несправедливо мало людей. Об одном из таких мы сегодня и расскажем.
Галерея Сверхмодерна появилась почти 6 лет назад по инициативе воодушевленного человека, который просто взял и сделал. Без мам, пап, кредитов и знаний о том, как правильно и неправильно, но с большой уверенностью в своих намерениях.
Как аналитик, который никогда не был связан с творчеством, открыл художественную галерею, сложно ли маленькому пространству конкурировать с местными мастодонтами и как разразился скандал с «сатанистскими картинами» — рассказываем в материале.
Денису Четырину 39 лет, и 10 из них он живет в Казани, хотя никогда этого не планировал. Родился в Новокузнецке и жил там до 25 лет. Пока он был в армии, родители переехали в Подмосковье, а позже и его переманили туда. По образованию Денис электрик, но, как признается наш собеседник, ему «это совершенно неинтересно». Однако на заводе он всё же проработал несколько лет.
Немного потрудившись и в Москве, он принял приглашение приехать в Казань на проектную работу, связанную с выборами тогда еще президента Татарстана. Так он и остался тут — работал аналитиком инфоповодов в интернете.
— Всё как-то затянулось на 10 лет, хотя приезжал на полгода вообще, — рассказывает Денис.

Денис никогда не был тесно связан с творчеством
За несколько лет в Казани в жизнь нашего героя постепенно вошло творчество. Он познакомился с разными молодыми художниками и в какой-то момент подумал: «Было бы круто их где-то выставлять». Тогда ему и пришла идея открыть галерею, при этом не имея ни образования, ни подобного опыта. Он предложил нескольким своим знакомым ввязаться в эту авантюру, и на тот момент согласилась лишь одна подруга.
— Тогда у меня были свободные деньги. Мы нашли помещение в центре города: тут, по-моему, был рыбный магазин, всё было ужасно завалено. По чуть-чуть своими силами отремонтировали тут всё и начали делать выставки. Изначально была идея ориентироваться больше на молодых художников, но в Казани они какие-то пассивные, а из активных не так много, которые нам подходят, — отмечает руководитель галереи.

Денис признается, что никогда не был творческой личностью и себя считает больше организатором. Но до конца не исключает возможность ею стать.
— Я бы хотел сам, конечно, рисовать, но у меня нет умений. Этому надо долго учиться. Какие-то абстракции рисовать не хочется, а на большее я пока не способен. Но у меня в планах когда-нибудь нарисовать одну картину и сделать выставку только с ней, — делится Четырин.
Сейчас Галерее Сверхмодерна почти 6 лет, и за это время у пространства сформировалось четкое позиционирование — «жизнеутверждающее искусство, противоположное постмодерну».
— Искусство в Казани, как мне представляется, делится на две части: бюрократическое (официальные музеи и галереи) и постмодерн («Смена», ГСИ и небольшие частные галереи). У нас же некая альтернатива. Не хочу сказать, что те два направления какие-то плохие, просто мы про другое. Поэтому же у нас нет проблем с конкуренцией, — рассуждает наш собеседник.
Однако Денис признается, что не всегда получается найти художников, которые соответствовали бы такому позиционированию, потому что большинство всё-таки ориентируется либо на традиционное искусство, либо на постмодернизм.



Что же касается зрителя, то наш собеседник отмечает, что он отличается от других посетителей галерей современного искусства и больше схож с гостем национальной художественной галереи «Хазинэ», то есть много молодежи и достаточно зрелых людей.
— Как ни странно, к нам ходит много бабушек. Но толку от них на самом деле нет. По крайней мере, для мероприятий, которые проводим в галерее. Там мы ориентируемся на какое-то культурное и интеллектуальное развитие людей, а бабулям надо просто посидеть и похвалить, как хорошо мы всё организовали, — говорит Денис.



Кроме выставок, в галерее проходит много всяких ивентов, куда может прийти любой желающий: киноклуб, писательский и литературный кружок, философский и книжный клубы, психологические лекции, а также сам Денис изредка проводит политические встречи.
— На политических встречах у нас всё в рамках закона обсуждается. К нам даже сотрудники полиции пару раз приходили! Посидели, послушали, не чудим ли мы тут, — смеется основатель галереи.
Однако, несмотря на все усилия, заработать на галерее не получается. Откровенно говоря, никто и не пытается, поэтому вход в галерею для всех желающих бесплатный. Существует пространство на личные деньги троих руководителей, средства, вырученные с платных мероприятий и продажи картин, а также донаты. Но, как говорит Денис, «затраты это пока не окупает».



Кроме того, у статуса «бесплатный» есть и обратная сторона: иногда он притягивает, как выражается наш герой, «залетных персонажей», которым хочется навести суету. Чаще всего такие появляются на развлекательных мероприятиях.
— Мы стараемся аккуратно выпроваживать таких, чтобы они плохо не влияли на аудиторию. Каких-то серьезных инцидентов, к счастью, у нас не было, но бытовые конфликты случаются, — отмечает наш собеседник.
Но последний конфликт всё же превратился в межрегиональный скандал, мимо которого не прошли даже Собчак и Варламов*. В январе галерея готовилась к групповой выставке художников, одним из которых был Иван Стан. Позже его работы и стали камнем преткновения.
Иван Стан — художник из Йошкар-Олы, член союза художников России. Специализируется на темных образах, а свое творчество называет «мрачным, но не злым». В 2024 году был награжден молодежной премией имени Олыка Ипая.

Художник Иван Стан, чьи картины стали причиной конфликта
По словам руководителя галереи, выставку организовывала девушка-художница и за пару недель до выставки Денис решил пересмотреть презентацию с картинами. Увидев там работу Стана, он попросил куратора эту картину повесить вглубь, так как она не соответствовала «нормам пространства». Девушка согласилась с этой просьбой, но в момент развески появилась вторая картина, о которой договоренностей не было. Ее попросили убрать совсем. Куратор снова согласилась это сделать.
— На открытии выставки они вывели на проектор эту картину и начали меня критиковать, что я ничего не понимаю в искусстве, вижу сатанизм там, где его нет, а в галерее сидят ретрограды. После этого демарша я предложил девочке-куратору сворачивать выставку, на что та снова ответила согласием. Тем более никаких обязательств перед ней у меня не было, пространство предоставляли им совершенно бесплатно, — рассказывает Денис.
Как отмечает наш собеседник, ни объяснений, ни извинений после инцидента он не услышал. Но в группах и пабликах начали публиковаться «разоблачительные посты». Сам же Стан отметил, что «опыт и сотрудничество бывают разными» и не он считает свои картины «негативными».
— Мир постоянно меняется, но всегда будут появляться новые и новые измерения, выдуманные людьми. Людей беспокоит тема катастроф, смерти, распада, войны. Именно этих тем я касаюсь и в своих работах. <…> И эти картины, наоборот, служат назиданием и предостережением людям, — объясняет художник свои картины.

Картина, которая изначально подалась на выставку

Вторая работа, которая появилась во время развески
Основатель галереи объяснил нам, что картины Стана не соответствовали «жизнеутверждающей позиции» их пространства изначально, но это не их основная проблема.
— Пусть его картины мрачноваты, но они ведь еще и не самобытны: они копируют более успешных зарубежных авторов. Проще говоря, он бездарность, — заключил наш собеседник.
Несмотря на такие неприятные инциденты, к которым Денис относится легко, он очень болеет своим делом. Большую часть организационных вопросов он решает сам и много времени проводит в галерее. Ну а как иначе, если ты любишь то, что делаешь?
Ранее мы уже рассказывали про влюбленного в свою работу — молодого онколога, который учится в ординатуре, работает в больнице и ведет блог. Надир Шукруллоев с детства знал, что будет врачом, поэтому сразу после школы поступил в медицинский университет. Так, он с каждым днем всё больше и больше оттачивает свое мастерство.
* Илья Варламов признан в РФ иностранным агентом в 2023 году.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!