Корреспондент 116.RU не смогла сдержать любопытства и решила не откладывать до вечера новую серию ставшего суперпопулярным сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+). Уж очень не терпелось узнать, как герои смогут разрулить весь тот ужас, в котором нас с вами оставили в финале пятого эпизода. Спойлер: после просмотра стало только хуже. И да, спойлеров сейчас будет очень много, поэтому, если вы не готовы разбить свои сердечки авансом до самостоятельного киносеанса, смотреть текст ниже мы не советуем.
Встать на час раньше, чем обычно, только чтобы оценить свежую серию «Слова пацана» раньше всех, казалось хорошей идеей ровно до первых минут просмотра. Ощущение зябкого бессилия и отвращения к подавляющему большинству героев не покидала меня от начала и до конца этого эпизода.
СПОЙЛЕРЫ!
Казалось, ну что может быть хуже изнасилованной Айгуль, почти отрезанного уха Маратика и вставшего на колени Адидаса из прошлой серии? Выяснилось, что страшнее всего реальность. Та, в которой жили совсем еще юные казанские девушки в конце 80-х годов.
Эта серия не пышет динамикой, в ней нет резких и неожиданных поворотов событий. Ты с первых секунд понимаешь, что ждет тебя в конце. Режиссер мастерски нагнетает обстановку, и даже несмотря на то, что тебе уже понятен финал, ты, как завороженный, не можешь отлипнуть от экрана, и погружение в уныние достигает апогея ровно в последнюю секунду серии. Взрыв эмоций.
В этой серии отвратительны все — от главных героев до совершенно проходных, второстепенных персонажей. Если бы у каждого эпизода было какое-то название, то этот бы я назвала «Айгуль». Трагедия маленькой девочки, а ей, на минуточку, всего 14 лет, если вы забыли, показана хорошо, с размахом, на всех уровнях тоски.
Адидас, такой хороший в конце пятой серии, защитивший девочку, убивший лидера группировки, ответственного за ее изнасилование, сказавший: «Поехали домой, сестренка», здесь отстраненный, холодный по отношению к ней, даже жестокий. У него тут своя любовная линия разворачивается, он за медсестрой Наташей ухаживает, песни ей про Афганистан поет, ему не до Айгуль. Она его интересует лишь в связке с младшим братом, и то это исключительно: «Если чушпаном станешь, я тебе уже никак не помогу, Марат».
Марат, отчаянно пытающийся убедить себя, Айгуль и всех окружающих в том, что ничего не было. Всё поправимо, его возлюбленная всё еще невинна, и он может быть с ней. Он говорит девочке: «Айгуль, Айгуленька, не было же ничего? Просто скажи, и всё. Если будешь вести себя как жертва, так и будет по итогу».
Он хочет как лучше, он хватается за соломинку надежды, что всё можно развернуть на 360 градусов и сыграть иначе. В какие-то моменты в него веришь, он крепко прижимает девочку к себе, бьет ее отца, приводит Айгуль на дискотеку... Но он не защищает ее. Лишь делает вид, что ничего не было. Так легче ему, а не ей.
Поражает реакция родителей Айгуль. Мама, бьющаяся в истерике и вызвавшая милицию, когда ребенка вернули домой посреди ночи изнасилованной. Всё бы ничего, но после она становится отстраненной, не поддерживает дочь, выливает суп из тарелки, к которой Айгуль слегка прикоснулась.
Отец — это просто родитель года. «Никого искать не нужно. Заявления не надо. Хватит нам этого позора. Извините», — говорит он сотруднику милиции, даже не взглянув на дочь, которая, не переставая, скулит на кухне.
Позже тот милиционер скажет коллеге, что семье важнее, чтобы соседи не узнали, чем всё остальное. «Ее еще замуж выдавать», — тянет мужчина безразлично. Ну и позиция отца — назвать дочь малолетней шалавой, обвинив во всем произошедшем ребенка.
Колоссальное разочарование серии — персонаж Турбо. Кажется, он многим нравился? Забудьте. Циничный, бессердечный парень, у которого есть своя девушка, объятья с которой мы не раз наблюдали на танцполе, с самого начала интересуется лишь тем, что же с Айгуль случилось у «Дома быта».
Неважно, что это он позволил ее забрать вместе с видеомагнитофоном, не имеет значения, что она девушка его так называемого брата, ему всё равно. Единственное, что его интересует, осталась ли она «чистой» или нет.
— Что там было с Айгуль этой? А если ее там это, расчехвостили… Я так считаю, если Марат с ней ходить будет, я ему руки не подам. За это отшивают, брат не брат, по фигу вообще. А то потом про всех нас скажут, про всю улицу, понимаешь? Нормальные пацаны с чистыми должны ходить, — утверждает он в разговоре с Вахитом, и в этот момент хочется со всей силы его ударить.
Шестая серия — не про улицу и группировки, она про судьбы тысяч девочек, не только изнасилованных этими пацанами, которые давали какое-то слово и клялись жить по понятиям, но и брошенных ими же. Отвратительная сцена в ДК, куда на дискотеку Айгуль сбегает от холодного отца без верхней одежды, зимой, только бы попасть в объятья Марата, который обещал, что всё будет хорошо, если они сделают вид, что ничего не было.
Стараниями Турбо все узнают, что с ней сделали. Ее не жалеют, нет, новость, как инфекция, молниеносно распространяется среди собравшихся. На нее пялятся, показывают пальцем, бывшая подружка, державшая в руках бутылку, из которой только что пила Айгуль, демонстративно говорит: «Фу, бе», и выливает жидкость на пол, под ноги «испорченной».
— Знаешь, что? Тебе, наверное, идти надо, люди злые, мало ли что, — абсолютно безразлично, не скрывая презрения, говорит Айгуль девушка Турбо, которая с его подачи и запустила цепочку рассказа про изнасилование девочки.
Айгуль убегает. Марата держат, не дают побежать за возлюбленной. Она бежит из ДК, все смеются, свистят ей вслед, кидают в нее снег. Ее не считают за человека, она больше не чистая, это важно, а всё остальное — нет.
Да, в шестой серии мы видим не только линию Айгуль. Здесь и попытки Адидаса завоевать сердце Наташи, хотя персонаж раскрывается совершенно с другой стороны, как мелочный и злой. И дядя Ильдар, который ведет себя как полноценный отчим Андрея, решая проблемы семьи, жаря картошку на кухне и отчитывая пацана за его поведение. И расследование убийства, к которому причастен Адидас, слезы его матери, оценка собственности всей семьи. И немного любовной драмы Пальто, которому миллиционерша предпочла нелепого Джона из музыкальной группы.
И сцена с мальчишками, которых бывший военный, старший «Универсамовских» учит драться у хоккейной коробки. Сильный момент, Жора Крыжовников не мелочится: вот мы видим всеобщую радость от слов, что группировка «Дом быта» была наказана, и ее больше нет. А дальше мелькают лица парней и страшные подписи.
«Валерий Анчихиров (Гвоздь) застрелен в подъезде дома своей любовницы на улице Абжалилова. 04.09.1995 г.» — появляется на экране на фоне затемненного лица члена «Универсамовских».
Их много. Нам показывают одновременно подробное описание обстоятельств смерти каждого, но при этом никакой другой информации об этих людях, кроме того, что они были участниками группировки, мы не узнаем. Это их определяло, это их и убило.
Застрелен в автосервисе на Челюскина, расстрелян киллером в больничной палате, застрелен вместе с другими участниками бригады у «ДК Химиков», застрелен у подъезда дома 58 на 3-й Тверской-Ямской в Москве, застрелен при выходе из лифта в собственном доме на улице Халитова в Казани, похищен участниками конкурирующей ОПГ «Жилка», тело обнаружено у волнолома напротив казанского о. Маркиз со следами пыток, осужден по ст. 210 УК РФ, скончался в колонии, пропал без вести, вместе с женой и водителем застрелен у собственного подъезда участниками ОПГ «Перваки»...
Страшно, эпизод яркий, но в этой серии главный герой — Айгуль и ее трагедия. И вы же не думаете, что ее ждет счастливый финал, правда? Нам не показывают этого открыто, мы не видим сам момент. Но как бы плохо ни играла Анна Пересильд, по мнению некоторых зрителей, в том числе и меня, в шестой серии девочка, столкнувшаяся с презрением всего мира за то, в чем она не виновата, так очевидно показывает свою безысходность, вскарабкиваясь на карниз открытого балконного окна, так потерянно смотрит вниз, а затем вперед, что даже потухший следом экран и появляющиеся на его фоне титры не оставляют никаких сомнений.
Айгуль не выбирала, она сделала единственное, что можно было сделать в тех обстоятельствах, в которые ее погрузили все остальные герои сериала.
Это романтизация? Серьезно? Как женщине, матери, дочери, мне было максимально больно смотреть шестую серию. То отвращение и бессилие, которые я всё еще испытываю даже спустя несколько часов после просмотра, конечно, не сравнятся с эмоциями таких девчонок, как Айгуль, столкнувшихся с «пацанами с понятиями» в конце 80-х... И всё же сегодня горько и мерзко даже от роли зрителя этого сериала.
Пацаны не извиняются. Они предают, бросают, ломают жизни себе, своим девушкам, своим семьям.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!