Криминал «Ее лечили гипнозом». Как уголовник на глазах у дочери изнасиловал, убил, закопал в песочнице двух детей, а потом со всеми искал их по Казани

«Ее лечили гипнозом». Как уголовник на глазах у дочери изнасиловал, убил, закопал в песочнице двух детей, а потом со всеми искал их по Казани

История страшного преступления, которое 26 лет назад поразило весь город

Школьниц искала вся Казань, и никто и подумать не мог, что их уже нет в живых

Криминальная история Казани насчитывает большое количество преступлений, которые в свое время ужаснули не только республику, но и всю страну своей жестокостью. Многие из них мы вспоминаем до сих пор из-за их массовости или особой кровавости, а некоторые хранятся в памяти лишь тех, кто был их непосредственным участником. Преступления, связанные с детьми, обычно считают самыми тяжелыми не только очевидцы, но и следователи. Одну из таких историй, которой в сентябре исполнится 26 лет, мы решили вспомнить сегодня.

12 сентября 1998 года в Московском районе Казани пропали две маленькие девочки-подружки — 8-летняя Аделя Ахметзянова и 10-летняя Люба Трудова. Их искали всем городом, на уши были подняты все соседи, учителя, оперативники и участковые Московского РУВД. Тела детей были найдены в течение недели — убийца зарыл их в песочнице на территории школы, в которой учились обе девочки.

Едем к дому, где произошло страшное убийство, идем на место, где были найдены тела детей, и говорим с теми, кто до сих пор ярко помнит события тех дней.

Ушли гулять и не вернулись

В субботу, 12 сентября 1998 года, две школьницы-подружки — 8-летняя Аделя Ахметзянова и 10-летняя Люба Трудова, жившие на 2-й Юго-Западной улице в Казани, пошли гулять после уроков. Ничего необычного в этом не было, в то время отпускать маленьких девочек погулять до темноты никто не боялся. Родители обеих девочек трудились на дачах, присматривать за дочками оставили бабушек и были рады тому, что их дети чем-то заняты. Однако когда вечером девочки не вернулись домой, их родные сразу забеспокоились. Вначале обзвонили всех одноклассников, учителей, начали обходить соседей.

Удалось выяснить, что в последний раз школьниц видели около 17:00 возле дома № 119 на ул. Декабристов, после этого их следы обрывались. Родители побежали в милицию, начались масштабные поиски. Весь следующий день на местном телеканале показывали фотографии пропавших и просили всех, кто, возможно, видел девочек, обращаться в милицию, обещали денежное вознаграждение. Звонков было много, но ни один из них не оказался полезен.

Тем временем сотрудники Московского РУВД и десятки добровольцев прочесывали округу, стучались во все квартиры того самого дома № 119, соседних домов, опросили сотни человек. Масштабные поиски проходили в парке ДК Химиков, расположенном через дорогу от дома, где жили девочки. В подвале неподалеку нашли труп бездомного, но детей нигде не было. Несмотря на то что Люба и Аделя уже второй день не объявлялись, вся Казань надеялась, что в конце концов их найдут живыми и вернут сходящим с ума от волнения родителям. Чуда не случилось.

Играли в песочнице и нашли труп

В понедельник, 14 сентября, на территории школы № 55, в которой учились обе девочки, находят труп. Происходит всё совершенно случайно: первоклассники возились в песке после уроков и наткнулись на что-то необычное.

— Играли в песочнице дети с продленки. Заметили волосы в песке, думали, что это собака. Стали раскапывать, тут увидели уши, глазки, потом только поняли, что это человек. И позвали взрослых, а мы уже вызвали милицию, — вспоминает тот день в беседе с корреспондентом 116.RU работница школы.

Первый осмотр тела сотрудниками милиции подтверждает, что в песок была зарыта Аделя Ахметзянова. Продолжаются поиски Любы Трудовой, около ее дома, в кустах, мальчишки находят одежду девочки — свитер, майку и трусики. Родители Любы отказываются верить в то, что больше не увидят дочь живой, умоляют милицию не сворачивать поиски, сами обходят по десятому кругу всех соседей, ищут свидетелей. Тем временем милиционеры задерживают и опрашивают всех ранее судимых за преступления на сексуальной почве.

На следующий день после обнаружения тела Адели устанавливают причину ее смерти, подтверждаются самые страшные опасения: девочку зверски изнасиловали и задушили. 16 сентября ее хоронят на Сухорецком кладбище Казани. А уже 17 сентября в том же самом песке на территории 55-й школы, где нашли Аделю, милиционеры находят тело Любы — убийца похоронил их в одной могиле, но выкопал яму с боковым ответвлением. Любу Трудову постигла та же участь, что и Аделю: изнасилована и задушена.

— Одна-единственная дочь, так любили ее, потому что одна дочка была, любимая дочка, — с трудом подбирал слова отец Любы Трудовой, чье горе транслировали по местному телеканалу в день обнаружения тела девочки.

То, что остается неозвученным на момент нахождения второго тела: труп удалось найти благодаря помощи казанской ясновидящей. Именно она подсказала оперативникам, что Люба зарыта в той же могиле, что и Аделя.

Министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров, приехавший на место страшной находки, публично пообещал, что убийцу-насильника обязательно поймают. В Казани тем временем нарастает паника: родители боятся отпускать детей гулять в одиночку, провожают за руку до школы и забирают после уроков. Все только и говорят о чудовище, забравшем жизни двоих невинных детей, никто и представить себе не может, кто на такое способен.

Не поделил с тещей арбуз

Преступника задержали через четыре дня. Им оказался 38-летний выходец из Узбекистана Тахир Шадманов, чья падчерица была подружкой убитых девочек. Из 38 лет жизни охранник одного из ЧОПов, участник боевых действий в горячих точках Шадманов более пятнадцати провел в заключении. Мужчина был судим за кражу, сопротивление работникам милиции, хулиганство, а в последний раз сидел за изнасилование 14-летней девочки.

Изначально Шадманова задержали именно из-за преступления на сексуальной почве в прошлом. Его должны были просто проверить и отпустить. Но во время допроса всплыло и то, что его падчерица дружила с обеими девочками, и еще одно странное обстоятельство: в ту самую субботу пропала его теща, хозяйка квартиры на ул. Декабристов, 119. По словам мужчины, она неожиданно уехала неизвестно куда. Следователь Анатолий Дмитриев надавил на Шадманова, и тот внезапно заявил, что сознается в убийстве тещи, но вешать на него двух мертвых детей не нужно.

В присутствии жены — это было условием самого Шадманова — убийца театрально, упоминая учения Христа, Мухаммеда и Будды, вставляя длинные цитаты, в том числе на арабском и хинди, рассказал, как не поделил с тещей арбуз. Женщина, постоянно недовольная зятем, в очередной раз начала с ним ругаться, попрекать едой, и Шадманов не выдержал, задушил ее поясом от платья, а вечером спрятал труп на стройке в районе ДК Химиков. Тело, засыпанное песком, действительно обнаружили и извлекли из котлована рядом со строившимся рестораном.

Следователи не поверили Шадманову, открещивающемуся от убийства девочек. Пытаясь расколоть преступника, оперативники даже выезжали к нему на родину. По словам следователя Анатолия Дмитриева, удалось выяснить, что семья Тахира Шадманова отличалась крайней жестокостью. Отец мужчины, сам судимый за убийство, за малейшую провинность подвешивал Тахира с сестрой на дыбу. А когда Тахир отбывал наказания за свои преступления, срок ему неоднократно добавляли за буйное поведение. Его знакомые отмечали, что моральных преград для него вообще не существовало.

Назвала первый раз в жизни папой

Шадманов всё же признался и в убийствах Любы и Адели, только категорически отрицал, что изнасиловал их. Он пытался симулировать сумасшествие, но судебно-психиатрическая экспертиза признала его вменяемым. Признание убийца писал семь часов — по часу на страницу.

В день убийства Шадманов пришел домой пьяным около 16:00, принес арбуз. Аделя и Люба в тот момент пришли в гости к его падчерице и играли в ее комнате. На кухне у Шадманова произошел скандал с тещей, мужчина пришел в бешенство и начал ее душить. В этот момент на кухню зашла его падчерица, испугалась и закричала. Шадманов велел ей замолчать и приказал, чтобы все три девочки залезли в платяной шкаф.

«Пока душил тещу, девочки всё плакали, я их прогнал и запер в шкаф. Потом выводил по одной и душил поясом от платья, сначала Люба, потом ее подруга Аделя, а потом вышла моя дочь. От убийства дочери отказался, так как она стала плакать и упрашивать меня не убивать ее, что она никому не расскажет, и назвала меня первый раз в жизни папой! В это время позвонили в дверь, как оказалось, пришел сотрудник милиции. Я сказал, что девочки ушли», — приводит показания Шадманова в своей книге «Закат «казанского феномена» Асгат Сафаров.

Шадманов пригрозил падчерице, что убьет ее и ее мать, если она проболтается. Когда примерно через два часа к ним еще раз зашел участковый, девочка сказала, что не видела ни Аделю, ни Любу. В тот же вечер Шадманов положил тела девочек в спортивную сумку, отнес их на школьный двор и закопал вместе с падчерицей, которую боялся оставлять одну. По словам убийцы, он подумал, что в песочнице тела вряд ли будут искать. Вернувшись домой, Шадманов сделал еще одну вылазку — спрятал труп тещи.

Жена убийцы вернулась с суточного дежурства рано утром, он сразу же признался ей в убийстве ее матери, но про девочек смолчал. Женщину он также заставил молчать, пригрозив убийством ее ребенка. В последующие дни Шадманов навестил родителей Адели и Любы, утешал их, молился вместе с ними о скорейшем нахождении девочек живыми и здоровыми.

Убийца боялся мести и расстрела

Шадманов согласился показать, где и как захоронил убитых девочек, но выдвинул категоричное условие: на улице он будет появляться только в маске. Следователи с этим согласились. Убийцу тщательно охраняли, потому что казанцы требовали отдать его им на растерзание.

— Очень боится мести со стороны родственников, знакомых потерпевших, поэтому свое лицо отказывается показывать средствам массовой информации. Это его право, — говорит телевизионщикам начальник уголовного розыска Московского района.

По словам следователей, Шадманов очень боялся смертной казни и все признания писал, заручившись обещаниями сотрудников милиции, что его не расстреляют. Этого не произошло: 17 марта 1999 года Верховный суд Республики Татарстан приговорил Тахира Шадманова к пожизненному заключению с отбыванием первых десяти лет в тюрьме, а оставшееся время — в колонии строгого режима. Назначенная обвиняемому адвокат — пожилая женщина — закрывала уши руками, когда Шадманов рассказывал, как расправлялся с детьми.

Несколько лет назад сообщалось, что Тахир Шадманов находится в колонии «Полярная сова» в Ямало-Ненецком округе, однако, судя по спискам заключенных, позже он был переведен в колонию особого режима «Торбеевский централ» в Мордовии.

Как упоминал в своей книге Асгат Сафаров, за полгода отбывания срока в колонии Шадманов имел 12 взысканий, был склонен к нападению, побегу и суициду.

Также в конце 90-х местные СМИ писали о том, что жена убийцы вместе с чудом оставшейся в живых дочерью не смогла жить в квартире, где погибли ее мать и две девочки, и уехала из Татарстана.

«Не надо вспоминать это, вам же будет лучше»

В доме на ул. Декабристов, 119, где погибли Люба и Аделя, сейчас мало кто вспоминает о событиях 26-летней давности. В большей части квартир живут молодые люди, которые в конце 90-х сами еще были детьми и не интересовались криминальной хроникой Казани, в оставшихся — старожилы, которые считают, что плохое вспоминать себе дороже.

В самой злополучной квартире на звонок домофона откликается взрослый женский голос. На все расспросы о произошедшем в 1998-м ровно и безучастно отвечает, что не в курсе, и бросает трубку. Лишь один сосед — живущий ровно над той самой квартирой на четвертом этаже — очень эмоционально начинает ругать нас за интерес к делам давно минувших дней.

— Всё мы знаем, не стоит вам копаться в грязном белье. Это грязная история. Там растет дочь, ее лечили гипнозом, она ничего не помнит. Вы сейчас распотрошите, она обо всем узнает. Возмездие, суд были. Что, надо было расстрелять? Его и так закрыли на пожизненное. Многие были за расстрел, многие за самосуд. Не надо вспоминать это, вам же будет лучше, — чуть ли не накричал на нас мужчина, намекнув на то, что падчерица Шадманова до сих пор живет в той же самой квартире.

В школе, на территории которой нашли тела обеих учениц, о тех событиях тоже предпочитают молчать. Единственный комментарий дает сотрудница, заставшая и поиски школьниц, и их обнаружение их тел в песочнице. Она тоже считает, что помнить о страшных историях не следует, нужно продолжать жить, не оглядываясь назад.

— Что теперь сделать, давно это уже было. После у нас училась сестренка одной из погибших девочек — родители родили ее уже после смерти первого ребенка. Нормально всё было, и родители спокойные были, и девочка без каких-то проблем. Она уже давно закончила школу, взрослая сейчас, — рассказала сотрудница школы № 55.

Многие старички, встретившиеся нам на скамейках у домов около школы, имели другое мнение: такие резонансные убийства нужно вспоминать, чтобы такое больше никогда не происходило. Они в подробностях рассказали, как сами наблюдали за поиском девочек не только по телевизору, но и вживую — выходили на улицы, рыскали по кустам и отвечали на вопросы милиционеров.

— Мы все в шоке были, все же выходили тогда на улицы, искали их. Это было очень громкое событие, когда первую девочку нашли, все боялись детей отпускать, я сама дочку закрывала, дрожала за нее больше, чем обычно, — поделилась с нами воспоминаниями обитательница соседнего дома Валентина Николаевна. — Знаете, никто не верил, что их не найдут живыми. Тогда это было чудовищное. Девочки маленькие такие, вся жизнь впереди. Я считаю, что такое нужно вспоминать, об этом стоит говорить, чтобы предостеречь и родителей, и детей.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY13
Печаль
SAD8
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Какой-то процент молодежи считает Казань деревней». Сибирячка переехала в Татарстан и рассказала, к чему ей было сложно привыкнуть
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления