В сериале «Слово пацана» (18+) показали две сцены, как отшивают (то есть выгоняют) бывших товарищей. Одного просто избили, второго вдобавок оплевали. А как на самом деле проходил этот процесс? Реальные казанские группировщики говорят, что иногда отшивали так, что даже «чушпаны» не имели права общаться с бывшим бандитом. Рассказываем, как в реальности ОПГшники покидали свои банды.
Внимание: спойлеры!
В седьмой серии одного из главных героев — Марата — отшивают из «универсамовских» за то, что он продолжил встречаться с Айгуль после изнасилования. «Адидас младший» обошелся относительно легко в понимании пацанов — его избили и выгнали. По воспоминаниям реальных бывших бандитов, получить п*****й [быть избитым] — это самый распространенный способ покинуть группировку. В 80-е так могли отшить за прогул сборов, за то, что подросток не платил в общак, за «косяк» (то есть проступок), за то, что ломанулся (то есть сбежал с драки). Во время такого отшивания случались эксцессы: по словам героев книги Роберта Гараева «Слово пацана», как-то бывшему группировщику выбили зубы, а в Дербышках отшиваемого паренька случайно забили до смерти.
«Это, конечно, меня от п******й [избиения] не спасло. Очень жестко избили тогда за это. Так я ушел с "Хади Такташа"»
Пацаны, которые вернулись после армии или завели семью, могли отшиться без кулаков. Существовали и другие уважительные причины для ухода — переезд, поступление в институт в другом городе. Однако это уже от побоев не спасало. Вот казанец Рустем вспоминает свои последние дни в ОПГ.
— При встрече пацанам сказал, что я переехал, наверно, перейду в другую группировку. Это, конечно, меня от п******й [избиения] не спасло. Бульба, Синий — помню, вот они меня как раз встретили. Очень жестко избили тогда за это. Так я ушел с «Хади Такташа».
Неординарный случай вспоминает другой собеседник Гараева — бизнесмен Марат. В чью-то квартиру залетели «чуваки»: пришли за одним, но начали избивать всех, кого видели — родителей, бабушку.
«Получил п***ы [избиение], достойно ушел»
— Один мальчишка пришел на сходняк и сказал: «Если улица себе такое позволяет, то мне с ней не по пути». Получил п***ы [избиение], достойно ушел, подошел к другой улице.
Почему мы говорим, что побои — это относительно легкий способ отшиться? Потому что могли «загасить» или «опустить», то есть плюнуть или помочиться. Последнее — самое страшное для «пацана», поскольку после этого даже чушпанам (то есть не состоящим в ОПГ) нельзя было с ним здороваться за руку. О присоединении к другой банде речи и не шло. Человек становился изгоем. Обычно так поступали с теми, кто совершил что-то серьезное с точки зрения улицы. Например, Марат из книги «Слово пацана» вспоминает случай, как в 90-е во время проводов в армию восемь бандитов изнасиловали девушку. Она оказалась дочкой местного авторитета. Всех восьмерых «опустили».
Сам Гараев, состоявший в «Низах», тоже был свидетелем жесткого отшивания. «Старшие» поручили ему и еще одному группировщику выгнать дворового приятеля за то, что тот не ходил на сборы. Второй повалил прогульщика на землю и начал жестоко избивать, пока Гараев стоял в растерянности. Неожиданно для всех его рьяный товарищ расстегнул ширинку, хотя «старшие» не давали команды опускать. Будущий писатель ничего не смог сделать. После этого «опущенный» бывший приятель неделю поджидал Гараева с топором в соседнем подъезде.
«Почему их так много? Видимо, хотят попрыгать на моей голове»
Самого автора тоже чуть не «загасили». Осенью 1990-го его якобы позвали на сборы, но по пути компания свернула к деревянным домам. «Почему их так много? Видимо, хотят попрыгать на моей голове», — пронеслось в мыслях у Гараева. Он оказался впереди всей ватаги вместе с одним группировщиком, другие отстали. В какой-то момент тот ударил и плюнул в Гараева. Будущий писатель стукнул, плюнул в ответ и забежал в болотце, которое находилось недалеко от места сбора. Воды было по колено, но догнавшие его «Низы» не решались войти в нее и просто кидали камни. Когда они ушли, Гараев побрел домой. Так как он не стал «загашенным», у него осталась возможность пришиться к другой группировке. Но юноша не стал этого делать: он переехал в другой район, поступил в университет и начал одеваться «так фриково, что раздражал всех гопников Казани».
В «Слове пацана» описывается еще один способ выйти из банды — откупиться. Например, в 90-е один заплатил за уход из «Кинопленки» 100 рублей, тогда как средняя зарплата в те времена была 120 рублей. По словам Гараева, это была не частая практика. Обычно было жестче, или как метафорически выразился автор, «вход — рубль, выход — два».
Во «ВКонтакте» в группе, посвященной казанскому феномену, казанцы делятся историями, как отшивали их знакомых. Порой получалось курьезно.
— В школе один в унитаз случайно наступил, его в тот же день отшили, как и пришили. Целый день группировщиком был.
— У нас двое встали [помочиться], и один другому попал на новые штаны. Пацан быстро штаны снял и выкинул. Спасся. В трусах потом в трамвае ехал.
— [Один] в плен попал, там три дня издевались над ним, после чего две недели лечился дома. В итоге решил отойти от бригады. В посадке каждый ему по лицу ударил. Он задался вопросом, а ради чего он должен свое здоровье гробить? Ради чужих автостоянок и денег? Сейчас живет мужской жизнью, жена, ребенок, своя квартира, хорошая работа, новая иномарка.
— А были случаи, когда молодые были более продвинутые, чем старшие, в плане зарабатывания денег. И потом старшие начинали мутить под молодых и искать причину, чтобы отшить. Просто жаба душила.
В сериале есть минимум две сцены с отшиванием: Марата и Кирилла, которого в третьей серии «загасили» за то, что он бросил Ералаша и соврал об этом. Гараев выступал консультантом сериала. По его словам, он доволен тем, как в «Слове пацана» (18+) показали Казань 1989 года — получилось похоже.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!