Жизнь 28-летнего жителя Татарстана Ширази Муслимова разделилась на до и после 14 декабря 2021 года. В тот день на заправке в родном селе Черемшан его внезапно уложил лицом в асфальт спецназ. Ширази повезли в Казань, где он узнал, в чем его обвиняют: в убийстве 52-летнего односельчанина Александра Сярдина. Пастуха, который работал на ферме отца Муслимова и который скончался еще в 2015 году после удара лошади в живот.
Причем здесь погибший пастух, потерянная медицинская карта, автомойка и обида сотрудников полиции? Редакция 116.RU разбирается в этой запутанной истории.
«Хотел угостить жеребенка пряником»
Далекий 2015 год. В Черемшанскую ЦРБ экстренно привозят Александра Сярдина: у мужчины разрыв кишечника. Врачи тут же увозят его на операцию, которая проходит благополучно.
В это время напарник Сярдина рассказывает: они вместе пасли коров, а другой фермер выпустил на выпас рядом с их стадом табун лошадей. Сярдин слишком близко подошел к животному, и кобыла лягнула его прямо в живот. Мужчине сразу стало плохо, его рвало кровью. В больницу его повезли мать и дядя Муслимова. На животе у пастуха была гематома, по форме напоминающая след от копыта.
Операция прошла успешно, Сярдин восстанавливался. Но совершенно внезапно спустя две недели в больнице его состояние резко ухудшилось. Мужчина умер. Вскрытие показало, что причиной смерти стала гнойная пневмония. Непонятно, как в медицинском учреждении могли упустить такое серьезное заболевание, однако медработников ЦРБ не винили: у пациента был солидный букет хронических болезней, на фоне которых, как посчитали эксперты, и развилась пневмония.
Любопытен вот какой факт: пока Сярдин лежал в больнице летом 2015 года, его навещал участковый полицейский Нияз Нугманов и подробно расспрашивал об обстоятельствах получения травмы. Нугманов до сих пор занимает ту же должность, а его показания имеются в материалах дела против Муслимова. И Александр Сярдин без утаек рассказывал, как хотел угостить пряником жеребенка, но наткнулся на обеспокоенную за малыша кобылу, которая и лягнула его со всей своей силой в живот. Об этой детали уголовного дела 116.RU рассказал адвокат Ширази.
«Вообще плохо помню этого мужчину»
Однако ни показания напарника погибшего, ни зафиксированные слова самого Сярдина о происшествии не помешали правоохранительным органам спустя 6 лет предъявить Ширази Муслимову обвинение. Статья — 111 УК РФ. Это умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее по неосторожности смерть. По версии обвинения, Муслимов решил наказать работавшего у отца пастуха за пьянство, повалил его на землю и прыгнул ему на живот, в итоге пастух получил тяжелую травму. У случившегося даже нашелся свидетель — соседка Муслимовых, с которой у Ширази ранее был конфликт: его собака придушила кур женщины.
— Я был в шоке, когда услышал, в чем меня обвиняют. Вообще плохо помню этого мужчину, на момент случившегося я учился в Альметьевском физкультурном колледже, даже не находился в Черемшанах. Но никто это даже не стал проверять! Историю о нелепой смерти работника отца слышал от матери. И вот спустя шесть с половиной лет меня обвинили в том, что это я хладнокровно ударил его в живот и из-за этого он умер. Еще и соседка откуда-то взяла, что меня видела, напридумывала. Ее послушали, а реальных свидетелей — нет. От меня требовали во всём признаться, применяли физическую силу во время допроса. Я ни в чем не виноват, поэтому брать на себя этот грех не стал, — говорит нам Ширази.
От следователя Муслимова повезли в суд, назначили арест, и следующие восемь месяцев он провел в СИЗО. В июле 2022 года адвокату удалось изменить меру пресечения на домашний арест и в конце концов — на подписку о невыезде.
— С 7 сентября 2022 года Ширази находится под подпиской о невыезде. Изначально в СИЗО его отправил Черемшанский суд, дальше заседания были уже в Лениногорском суде, — объясняет 116.RU адвокат подсудимого Лаврентий Сичинава. — Тут много темных пятен — например, в уголовном деле внезапно появились результаты новой экспертизы о причинах смерти Сярдина, которая была сделана в декабре 2022 года. Она установила, что пациент умер якобы не от пневмонии, а от тяжелой абдоминальной травмы.
При этом когда адвокат запросил в Черемшанской ЦРБ медкарту погибшего, поскольку это очень важный документ для дела, оказалось, что в больнице ее утеряли. Хотя по закону любая больница обязана хранить карты 25 лет с момента смерти пациента.
— А она просто исчезла, испарилась. И никого за это не привлекли к ответственности, поскольку факт утери медицинского документа следствию не интересен. Абсурдное дело! — возмущается Лаврентий Сичинава.
«Мне не хотелось с ними ругаться»
Сам Ширази уверен, что серьезное преступление на него «повесили» специально, в отместку за его нежелание «дружить» с местными полицейскими. У мужчины несколько лет была своя автомойка в Черемшане, на которую приезжали мыть автомобили начальник местного отдела и его подчиненные.
— Я долго не понимал, что же я сделал не так, что на меня такое серьезное преступление хотят повесить. А потом пришло озарение: несколько лет назад на мою автомойку в Черемшане начал заезжать начальник местного отдела полиции, и вроде как обслуживать его надо было бесплатно по умолчанию. Вслед за ним начали приезжать и другие полицейские. Мне не хотелось с ними ругаться, и два года я обслуживал их автомобили без оплаты. Однако эти наезды стали происходить всё чаще и чаще, мне это всё-таки надоело, и я отказал им, попросил платить, попытался объяснить, что это мой бизнес и мой доход, — вспоминает Ширази.
По словам мужчины, начальник отдела полиции якобы выдал ему в ответ речь про то, что он не забывает ни хороших, ни плохих поступков. Полицейские на автомойку приезжать перестали и, по мнению Муслимова, решили ему отомстить за дерзость. Иначе почему спустя непродолжительное время после конфликта с полицейскими его скрутили и увезли по надуманной, как он говорит, причине в СИЗО.
После возвращения из заключения Ширази не смог вернуться к своему делу, автомойку пришлось прикрыть. Мужчина занялся новым небольшим бизнесом, открыл маленькое кафе. Но и тут возникли сложности.
— Стали постоянно приходить ко мне в заведение с обысками, якобы им поступают сообщения, что у меня отдыхают несовершеннолетние девушки. Ничего не находят, естественно, но шуму наводят, клиентов распугивают, не дают жить.
«Всё тянут и тянут, никто не хочет брать на себя такое дело»
Ну а Ширази, отсидевший уже 8 месяцев в СИЗО и по-прежнему обвиняющийся в убийстве, судам больше не доверяет. Его защитник уверен: Муслимов сможет доказать свою невиновность перед независимыми судьями, если ему предоставят возможность рассмотрения дела в суде присяжных.
— Следствие закончилось в сентябре прошлого года, дело ушло в Черемшанский суд, оттуда его перекинули в Лениногорский, никто там его не хотел брать. Туда-сюда ездит, мы ждем, что же будет дальше. Должны провести новое расследование, но всё тянут и тянут, никто не хочет брать на себя такое дело, — говорит Лаврентий Сичинава.
Редакция 116.RU направила официальные запросы в МВД и следком по Республике Татарстан с вопросами, которые касаются этого дела. Ответы ведомств мы опубликуем отдельно.