Все помнят страшную историю Веры Пехтелевой из Кемерово, которую несколько часов подряд убивал бывший ухажер, соседи слышали крики, звонили в полицию, но никто не приехал. Вера погибла. Ее имя стало нарицательным для многих женщин России. Еще более страшной смертью умерла Оксана из Ростовской области. 1 января 2021 года в 300 километрах от Ростова-на-Дону гражданский муж убил ее на глазах у троих детей. Преступника схватили через несколько дней, но спустя четыре месяца появилось новое уголовное дело. Участкового из поселка Зимовники, майора Александра Кисарова заподозрили в халатности: полицейский проигнорировал вызов 10-летней девочки, пытавшейся спасти свою маму от отчима-тирана.
Судьба одной семьи
В семье Оксаны — два мальчика и девочка, но ее супруг и предполагаемый убийца Василий Кичигин был отчимом для Насти, которая звонила майору. Как рассказала корреспонденту 161.RU знакомая семьи Анна, Оксана была веселой и общительной. С биологическим отцом Насти — среднего ребенка — отношения не сложились. С Василием девушка попыталась построить новую семью.
— Поселок у нас небольшой, и все друг друга знают. Вася много пил и частенько поколачивал Оксану на глазах у детей. Она терпела и молчала. На людях они вели себя обычно. Детишек она очень любила и старалась, чтобы они выглядели всегда опрятными и ухоженными, — говорит Анна.
31-летняя Оксана Левченко была разнорабочей в компании «Зимхлебпродукт». Работы в поселке немного, но женщина никогда не боялась трудиться. В отличие от нее, гражданский муж — 49-летний Василий — не работал и предпочитал тратить деньги, заработанные женой, на выпивку и якобы следил за детьми, утверждает знакомая семьи.
Источник 161.RU в правоохранительных органах отметил, что Василий ранее был судим по статьям о причинении легких травм и побоях. Оксана знала о криминальном прошлом мужа, но это не остановило молодую женщину.
В социальных сетях у супругов нет совместных фото — в основном фотографии детей. По словам Анны, семья выглядела обычной, но когда Василий пил, то терял контроль над собой.
— Он ее очень ревновал и лупил по поводу и без. Детей не трогал обычно. В ту ночь, когда он убил Оксану, сказал им, что мама больше не придет. Настя тихо плакала, сидела на полу, — рассказала женщина.
Почему детям нужно верить
В ночную смену на 2 января в Зимовниках дежурил 35-летний майор полиции Александр Кисаров. Около 21:50 первого дня 2021 года в дежурную часть отдела полиции Зимовнического района поступил звонок 10-летней дочери Оксаны Левченко. Настя пожаловалась на пьяного отчима, который несколько часов бьет маму, и умоляла спасти Оксану Левченко.
Согласно материалам дела о халатности, возбужденного в процессе расследования убийства, в течение следующих 10 минут девочка перезванивала в полицию еще несколько раз. Но находившийся на другом конце майор не отреагировал на мольбы Насти.
Кисаров работал в полиции с 2005 года, пробыл в нынешней должности с 2017 года и, согласно полицейской справке, «имел достаточный опыт работы в органах». Тем не менее на звонок испуганного ребенка офицер не отреагировал, на вызов в дом Левченко никто не выехал. Как позже пояснил майор Кисаров, он не поверил словам школьницы и решил, что в новогодний праздник ребенок просто балуется.
Через несколько часов Василий Кичигин убил мать девочки.
— Согласно должностному регламенту, Кисаров должен был незамедлительно передавать информацию в дежурную часть территориального ОМВД с использованием всех доступных средств связи. Из-за халатного отношения майора Кичигин смог убить жену, — уверен собеседник редакции в полиции.
Когда информация о пропущенных звонках вскрылась, Кисарова отстранили от службы.
После убийства Кичигин завернул тело гражданской жены в целлофановый пакет и обвязал металлической проволокой. Мужчина отнес мешок к старому пляжу, куда местные приводят животных на водопой. Тело присыпал травой и сухими ветками недалеко от мусорных баков.
После этого Кичигин объявил всем, что его жена пропала 1 января. Практически весь поселок — волонтеры и полицейские — 10 дней искали молодую женщину. Тем временем Василий Кичигин продолжал праздновать и пить.
— Понимаете, мы не теряли надежды, что она найдется живой, — говорит Анна. — Но всё рухнуло, когда волонтеры нашли тело Оксаны возле пруда.
На десятый день 2021 года Василий Кичигин отрезвел и понял, что натворил.
— Полиция тогда уже вышла на его след и направлялась к его дому, но предъявить ему обвинения так и не удалось, — отметил источник 161.RU в органах. — Он понял, что деваться ему некуда, и повесился за несколько минут до того, как сотрудники вошли в дом.
Еще в январе СК возбудил уголовное дело об убийстве Оксаны Левченко, единственным подозреваемым в котором оказался ее супруг. По версии следователей, мужчина 18 раз ударил женщину ножом — тело было сильно изувечено.
Не всегда молчание — золото
Как говорит подруга семьи, у односельчан на устах только один вопрос: почему столько дней молчала 10-летняя Настя? Пока это достоверно неизвестно — наверняка ребенок пережил сильнейший стресс. Сейчас со всеми тремя детьми Левченко занимаются сотрудники опеки и психологи.
В районной администрации 161.RU уточнили, что дети находятся «в специализированном учреждении». В органах опеки отказались оперативно ответить, где именно оказались дети и как они себя чувствуют. В ведомстве пообещали прислать ответ на запрос в ближайшие дни.
Сейчас майор Кисаров — фигурант уголовного дела по части 2 статьи 293 УК РФ («Халатность»). Расследование дела взял на контроль председатель СК Александр Бастрыкин.
В ГУ МВД по Ростовской области инцидент не комментируют.
Левченко — не первая
Убивали шесть часов
Одной из самых громких историй о халатности полицейских стало убийство Веры Пехтелевой из Кемерово, случившееся в январе 2020 года.
23-летнюю кемеровчанку убил ее бывший молодой человек Владислав Канюс. А резонанс этот чудовищный случай получил после того, как стало известно, что девушку можно было спасти, но стражи порядка даже не подумали выдвинуться спасать несчастную студентку пятого курса Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачёва. Как выясняется, соседи слышали крики из квартиры и пытались помочь — они семь раз звонили в службу 112, но никто так и не приехал. Пытки продолжались.
Дежурный Михаил Балашов пытался отправить на вызов хоть кого-то, но каждый раз получал отказ от патруля. Как итог, в отношении Балашова и его коллеги Тарицына завели уголовное дело о халатности.
«Если вас убьют, мы обязательно выедем»
Еще одна дичайшая история произошла в Орле в июле 2019 года. Бывший участковый орловской полиции Наталья Башкатова получила два года колонии-поселения за игнорирование угрозы убийства в ходе ссоры местных супругов. Жительница Орла Яна Савчук позвонила в дежурную часть и сообщила, что опасается за свою жизнь. Башкатова вместе с коллегами приехала на место ссоры и своими глазами видела конфликт, но не стала задерживать супруга девушки Андрея Бочкова. Женщина-полицейский произнесла прославившую ее на всю страну фразу: «Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем. Не переживайте» — и покинула место инцидента. В итоге через несколько минут после отъезда полицейских Бочков убил жену.
Убийство пенсионера в Прикамье
В сентябре 2019 года в ночь на 15 сентября в садоводческом массиве «Кардапольский» (город Чайковский Пермского края) пропал пенсионер 1953 года рождения. Родственники говорят, что он четыре раза звонил в полицию перед смертью, но никто из сотрудников органов так и не отреагировал на звонок. Пенсионера нашли мертвым в собственном доме.
Уголовное дело было заведено по статье «Убийство». Родственники пенсионера из Чайковского ищут любую информацию о том, что произошло в садоводческом массиве в ночь с 14 на 15 сентября. Сын погибшего пообещал 100 тысяч рублей тому, кто предоставит информацию о произошедшем.
Обязаны наказать
Вот что об этой страшной трагедии говорит Алёна Попова, сооснователь общественной организации «ТыНеОдна»:
— Так сейчас в России полиция реагирует на домашнее насилие. И в этом виноваты не только полицейские. Всё государство продолжает рассматривать домашнее насилие не как преступление, а как многовековую традицию российской семьи, в которую оно вмешиваться не должно. В итоге государство стоит в стороне и не рассматривает домашнее насилие как что-то серьезное. Депутаты до сих пор отказываются даже принимать закон против домашнего насилия, который есть в 156 странах, но не в России.
В итоге жертвы домашнего насилия в России остаются полностью незащищенными. От убийства не спасают даже звонки в полицию.
А полицейских, которые допустили это убийство, обязаны наказать.
Мы следим за развитием событий.