Криминал Приговор «Утюгу»: по 5 месяцев за каждого убитого

Приговор «Утюгу»: по 5 месяцев за каждого убитого

Девять с половиной лет получил один из лидеров «Севастопольских» Зуфар Утяганов. Его признали виновным в 22 убийствах.

Девять с половиной лет получил один из лидеров «Севастопольских» Зуфар Утяганов. Его признали виновным в 22 убийствах. Бандит заключил досудебное соглашение и рассказал некоторые подробности деятельности группировки, дело которой сейчас повторно рассматривает Верховный суд РТ. Дело Утяганова («Утюга», как его называли «свои». — Прим. авт.) было выделено в отдельное производство, «поскольку в период предварительного следствия он скрылся от правоохранительных органов и был объявлен в международный розыск».

Попался на поддельных документах

В 1999 году лидер «Севастопольских» решил сделать политическую карьеру и баллотировался в депутаты Госсовета. Но глава татарстанского МВД Асгат Сафаров тогда заявил, что не допустит криминал во власть, и Утюгу пришлось снять свою кандидатуру.

Когда запахло жареным, Утяганов сбежал за границу. Силовики объявили его в международный розыск в июле 2008 года, когда начались аресты «Севастопольских».

В конце 2009 года в отдел Интерпола полицейские Черногории сообщили, что в городе Котор по подозрению в подделке литовского паспорта задержан гражданин, представившийся как Аликас Каткевич, имеющий регистрацию в Дубаи. В суде Каткевич представил другой паспорт, согласно которому он являлся гражданином Киргизии Русланом Воргановым. Оказалось, что отпечатки пальцев Каткевича совпадают с отпечатками Утяганова, как, впрочем, и их фотографии. В мае 2010 года в спецвагоне «Утюг» был доставлен в Россию.

Кровавое прошлое «Утюга»

По материалам уголовного дела, в начале 1990-х годов Зуфар Утяганов руководил группировкой «Низы», установившей контроль над крупными предприятиями и десятками частных предпринимателей.

Затем банда «реорганизовалась» в ОПГ «Севастопольские», в которой Утяганов играл одну из главенствующих ролей. В середине 90-х между «Севастопольскими» и «Жилкой» развернулась настоящая война, которая расписана в материалах многотомного уголовного дела. Кровавый след оставил в деле и сам «Утюг».

51-летний Зуфар Утяганов — криминальная фигура, в лихих 90-х довольно известная. Он лично принимал участие в расправе над членами противоборствующей группировки, составлял план действий, организовывал убийства и похищения. Причем во многом «благодаря» тщательной продуманности, многие из этих преступлений долгое время оставались нераскрытыми.

27 октября 1994 года молодыми людьми, одетыми в форму сотрудников милиции, с перекрестка улиц Беломорской и Давыдова в неизвестном направлении были увезены «жилковские» Маврин и Ширшов. Их трупы были обнаружены лишь спустя 14 лет, в мае 2008 года, на одном из островов Волги. Как впоследствии выяснилось, из похищенных выбивали данные, где скрывается «вожак жилковских» Хайдер. Как признался Утяганов, он сам лично застрелил Ширшова за то, что тот был «слишком дерзкий».

Один из самых жестоких эпизодов дела — похищение и убийство двоих участников группировки «Жилка» — Андрея Грудинина и Марса Зарипова. Оба были «старшими» в ОПГ.

2 марта 1996 года их обоих на Колхозном рынке Казани задержали люди в пятнистой форме и посадили в зеленый УАЗ с синей мигалкой. Тело Грудинина с пулевыми ранениями головы и 11 колото-резаными ранами нашел рыбак через четыре месяца. Причем живот парня был вспорот. Позже Утяганов признается, что похищение членов противоборствующей группировки разрабатывал он сам. Им надо было выяснить, где скрываются «жилковские». Грудинина и Зарипова долго пытали в недостроенном доме Утяганова в Адмиралтейской слободе, затем убили, тела запаковали в полиэтиленовые мешки и бросили в прорубь, предварительно вспоров им животы, чтобы тела не всплыли.

За 22 убийства 9 лет

14 «Севастопольских» попали на скамью подсудимых по обвинению в бандитизме и убийстве 20 человек. Один из предполагаемых лидеров ОПС Рустем Сайманов на момент задержания в 2008 году являлся спортивным директором ФК «Рубин», а Радик Юсупов по кличке Дракон успешно занимался бизнесом как в Казани, так и в Москве. «Севастопольские» вели кровопролитную войну с преступным сообществом «Жилка», которую впоследствии окрестили «защитой от бандитов». Мол, они были вынуждены защищаться от «жилковских», отстреливая своих врагов чуть ли не до последнего патрона. В противостоянии двух группировок погибли десятки человек, пока в 1996 году наконец не убили лидера «Жилки» Хайдера. «Севастопольских» начали арестовывать лишь в 2008 году, а в августе прошлого года процесс закончился сенсационно мягким приговором, который прокуратуре удалась обжаловать. Дело «Севастопольских» насчитывает 76 томов (только обвинительное заключение составляет 8 папок).

Криминальная война закончилась лишь в 1996 году, когда «Севастопольские» расстреляли в Санкт-Петербурге главного своего врага — лидера группировки «Жилка» Хайдара Закирова по кличке Хайдер.

Дела давно минувших дней потянули лишь на статьи по старому Уголовному кодексу, и то за давностью лет некоторые статьи — «Бандитизм» и «Покушение на убийство» — были отменены. Утяганов же решил еще больше «скостить» себе наказание. Он заключил досудебное соглашение со следствием, во время которого рассказал еще о трех убийствах, совершенных «Севастопольскими» и до недавней поры не известных правоохранительным органам.

Суд шел в особом порядке, то есть без допроса свидетелей и без анализа всех преступлений. Однако прокурор попросил всего 7,5 лет лишения свободы в колонии общего режима.

«Дело в том, что судят Утяганова по старому Уголовному кодексу, где за убийство максимальная мера наказания 15 лет или смертная казнь, — пояснил гособвинитель Артем Сухов. — Но на смертную казнь назначен мораторий, а по закону мы не можем просить более 2/3 от максимального срока наказания, поскольку Утяганов заключил досудебное соглашение».

Возмущению родственников убитых и потерпевших не было предела.

«Пятнадцать лет искали убийц, знали, были свидетели, неужели не могли их поймать? — не верит мама убитого Андрея Грудинина. — Разве у убийства может быть срок давности? Мы в любом случае будем обжаловать приговор суда и хотим, чтобы к нам присоединилось общество. За 22 убийства просить семь с половиной лет да еще общего режима — это просто издевательство».

В своем последнем слове Утяганов признал свою вину и пообещал выплатить компенсации пострадавшим, которые назначит ему суд. Но приговором суда он, судя по его побледневшему лицу, все-таки остался недоволен. Ему придется отбывать в колонии общего режима 9 лет 6 месяцев. Хотя не исключено, что Утяганов захочет обжаловать сроки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем