Участник кровавых бандитских разборок в Зеленодольске согласился сотрудничать со следствием. 34-летний Вячеслав Степанов – экс-боевик ОПГ «курицынские» – причастен к одной из самых кровавых криминальных войн, бушевавших в городе. По данным уголовного дела, боевик принимал участие в отстреле членов противоборствующей группировки «азатовские». Теперь у Степанова есть шансы отделаться незначительным наказанием. Подробности печально известной бойни в Зеленодольске и перспективы уголовного дела против «курицинских» – в материале корреспондента 116.ru.
Боевик пошёл на сделку
На днях прокуратура Татарстана направила уголовное дело по обвинению Степанова в суд. Экс-боевик зеленодольской ОПГ «курицынские» (еще одно название группировки – «птичья бригада») обвиняется в бандитизме и убийствах. Впрочем, подследственный пошел на досудебное соглашение, а потому ему едва ли «светит» серьезный срок.
«Согласно предусмотренной процедуре тот, с кем заключено соглашение, идет под суд в особом порядке. Обычно подсудимый в этом случае получает не более половины максимального срока. Причем, как показывает практика, суд, понимая важность свидетельских показаний такого человека, даёт еще меньше», – пояснил корреспонденту 116.ru начальник ОРЧ №6 (бывший УБОП) Павел Серов.
По словам Серова, подсудимый должен не только дать изобличительные показания по рассматриваемым преступлениям в отношении всех участников банды и главаря, но еще и рассказать о дополнительных эпизодах деятельности. Степанов, судя по всему, полностью принял условия сделки. Причем дело Степанова, как выясняется, стало одной из кровавых страничек в многотомном уголовном деле о похождениях группировки «курицынские».
Боевик принимал участие в нескольких убийствах в составе вооруженной банды. Одно из самых известных – это расстрел криминального авторитета противоборствующей группировки «азатовские» в январе 2002 года. После того как Степанов получит свой срок, по делу о жестоком противостоянии между двумя зеленодольскими группировками он выступит уже свидетелем.
«В апреле 2010 года возбудили уголовное дело в отношении лидеров и участников ОПФ «птичьей бригады», – поясняет Серов. – По нашим данным, члены ОПФ причастны к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе к убийству пяти человек и ряду неудавшихся покушений».
В начале «нулевых» «азатовские» и «курицынские» делили в Зеленодольске и Казани сферы криминального влияния. В ход шло огнестрельное оружие.
Не случайно уже в ходе разработки бригады было изъято 13 единиц огнестрельного оружия – автоматы и пистолеты. Плюс огромное количество боеприпасов. По уголовному делу в качестве подозреваемых проходят 14 членов ОПФ. Восемь человек арестованы, четверо находятся под подпиской о невыезде, еще двоих объявили в розыск.
«Чикаго» татарстанского масштаба
За Зеленодольском до сих пор держится дурная слава одного из самых криминогенных городов Татарстана. В бурные 90-е криминальная сводка отсюда и вовсе напоминала вести с полей сражений. Сообщения о разборках местных братков приходили чуть ли не каждый день. И преступления были одно другого краше. Если убийство, так с особой жестокостью, если разбой, то непременно вооруженный.
По оперативным данным, свою боевую бригаду Виктор Курицын сколотил в 1992 году. В воровском мире братков прозвали «курицынскими», в милицейских кругах нарекли «птичьей бригадой». Правоохранительные органы поначалу не воспринимали всерьез бригаду Курицына и занимались более крупными ОПГ. Между тем, поднаторев в мелком рэкете, братва из «птичьей бригады» вздумала наложить лапу на местный колхозный рынок. И нарвалась на крупный конфликт.
Впрочем, по другой версии, причиной больших разборок в маленьком Зеленодольске стал «холодильный бизнес». Завод имени Серго начал производить холодильники, часть продукции уходила налево. Внедрился в этот «бизнес» и Виктор Курицын. Но в один прекрасный день не досчитался краденого товара. Оказалось, несколько фур с холодильниками умыкнули «блатные» – что считалось неслыханной наглостью даже в воровском мире. Кража «у своих же» смертельно наказывалась.
Вот это и стало причиной большой сходки в Зеленодольске, на которую собрались все самые видные представители криминальных кругов города. Но «восстановить справедливость» на «стрелке» не удалось. Курицын и Ко вспылили и даже открыли огонь. Через несколько дней Курицын исчез из Зеленодольска по совету криминального авторитета Педали – «смотрящего» за Зеленым Долом. Курицын перебрался в Самару и продолжил руководство бригадой уже оттуда.
Обложили данью
«Любопытный факт – главарь банды изменил всего одну букву в своей фамилии, чтобы не проходить по базе данных МВД (был Курицин, стал Курицын. – Прим. авт.), – заметил Павел Серов. – Но это ему не помогло».
После убийства Педали в 1997 году Курицын решает вернуться на родину, где, мягко говоря, его не ждали «азатовские». Они подослали к главарю «птичьей бригады» киллера, но, получив серьезные ранения, Курицын чудом выжил. Затаив обиду, авторитет вернулся в Самару, где некоторое время жил вполне припеваючи. Он женился там на дочери обеспеченного самарца, открыл бизнес...
В мае 2000 года посадили главаря ОПГ «азатовские». Лидер группировки Азат получил срок за вымогательство полутора миллионов рублей у частного предпринимателя. Поле для криминальной деятельности было расчищено. И Курицын вернулся в Зеленодольск.
«Курицынских» быстро прозвали «беспредельщиками». Они безжалостно обирали по несколько раз на дню таксистов-частников. Страдали от их произвола и предприниматели, которым приходилось выплачивать часть доходов браткам. Численность группировки выросла до 300 человек.
«Оперившись», Курицын решил подмять под себя весь местный криминалитет. В итоге и развязалась борьба между «курицынскими» и «азатовскими». Яблоком раздора стал все тот же местный рынок. Обе бригады умудрились обложить данью торговцев. Но платить сразу двум преступным организациям – это слишком. Бизнесмены выставили ультиматум: платить не будем, пока между собой не разберетесь, кто из вас главный. Вот тут уже локальный конфликт перерос в настоящую войну.
Око за око
17 января 2002 года. Двое киллеров в зеленодольском микрорайоне Мирный расстреляли лидера ОПГ «азатовские» по кличке Стрелок возле его подъезда. Убитый авторитет считался ближайшим сподвижником Азата.
Одним из участников убийства был как раз Вячеслав Степанов, а обезображенное тело второго предполагаемого исполнителя позже нашли возле станции Тюрлема. У киллера были отрублены голова и руки, а тело пытались поджечь. В милиции подозревают, что эта расправа была ответным ходом со стороны вышедшего из колонии Азата.
Погибший Стрелок официально числился заместителем директора в одном из местных ЗАО. По некоторым данным, именно он в 1998 году стрелял в Виктора Курицына. Если так, то главарь «птичьей бригады» сполна поквитался со своим обидчиком. Но ему, судя по всему, было мало.
Уже в феврале 2002 года из автомата расстреляли еще одного «азатовского» по кличке Матрос. 26 апреля из Калашникова в упор был расстрелян 22-летний телохранитель одного из «азатовских». Его босса спас бронежилет, в ту же ночь он уехал из Зеленодольска. 17 августа неизвестные расстреляли «девятку», в которой находились 26-летний член ОПГ «азатовские» по кличке Тайсон и его подруга. Тайсон чудом выжил, а девушка погибла.
Однако в том же году бригада Курицына прекратила существование – после того как правоохранительные органы арестовали с десяток её активных участников. Поводом послужил погром на Зеленодольском рынке, когда братки перевернули лотки с продуктами и облили краской шубы. Самого Курицына в 2003 году приговорили к пяти годам лишения свободы за хранение огнестрельного оружия, сразу после освобождения он исчез. И числился в международном розыске, пока в 2009 году следователи вновь не взялись за дела давно минувших дней.
Попался в силки
Отбыв срок, Виктор Курицын переехал в Самару, где быстро влился в местный криминальный бизнес. Чиновники местной администрации, с которыми водил дружбу Виктор, знали его как преуспевающего бизнесмена. Его взяли в одном из магазинов Тольятти 16 апреля этого года.
Спецоперацию провели сотрудники ОРЧ-6. Арест Курицына поверг в шок супругу главаря, которая – как она, по крайней мере, утверждала – даже не подозревала о темных делах своего мужа. Женщина даже заявила о его похищении в милицию, где и узнала, что её благоверный находился в международном розыске, параллельно работая в одной из самарских фирм... советником по безопасности.
«Все задержанные, за исключением лидера, свою вину признали полностью, – говорит старший помощник руководителя СУ СКП по Татарстану Эдуард Абдуллин. – Незадолго до задержания Виктора Курицына в отношении членов группировки было возбуждено еще одно дело по ст. 209 УК РФ («Бандитизм»), и в настоящее время объединены в одно 17 уголовных дел».