Кредитные должники должны платить за страховку больше, чем добросовестные заемщики. Таким принципом вооружились страховщики и начали делать запросы в бюро кредитных историй. Есть ли связь между аварийностью и платежной дисциплиной?
Пока банки черпают информацию о заемщиках в соцсетях, страховщики решили обратить свой взор на кредитное прошлое потенциальных клиентов. Как сообщает РБК, страховые компании уже начали подключаться к базам данных бюро кредитных историй. Первые договоры уже заключили Объединенное кредитное бюро (ОКБ) с «ВТБ Страхование» и СК «Независимость» и НБКИ – с «Ингосстрахом». Такую возможность дает закон «О кредитных историях». Вступившие в силу поправки с 1 июля этого года допускают к информации кредитных бюро фактически любых лиц, а не только кредиторов, как было раньше.
По словам специалистов, новая информация может использоваться для предварительной оценки клиента и расчета тарифа. Те, у кого с платежной дисциплиной проблем нет, смогут получить скидки. Должникам же продадут полис по более высокой цене или вообще откажут в страховке.
«Оценив кредитную историю клиента (к примеру, нарушал ли он условия кредитного договора), страховые компании могут использовать эту информацию для оценки рисков. И если речь идет о добровольных видах страхования, то есть вероятность того, что клиенту могут либо скорректировать тариф, либо даже отказаться от заключения договора», – подтвердила директор филиала ОАО «Согаз» Елена Нестерова.
Согласно международной статистике, заемщики, которые хорошо платят по кредитам, более аккуратны на дороге.
«Во всем цивилизованном мире все базы данных, включая ЖКХ и мобильных операторов, едины, – говорит начальник управления комиссионных продуктов Банка Хоум Кредит Леонид Итальянцев. – Соответственно, на базе всех этих данных у человека есть определенный рейтинг надежности, который используется всеми «подрядчиками» для определения тарифа. Впервые в России об использовании этой модели заговорили при введении ОСАГО: база коэффициентов бонус-малус должна была быть единой. Однако по факту начинают это делать только сейчас». По мнению эксперта, основной задачей страховщиков в таком случае будет набор и анализ статистики, ведь корреляция между аварийностью и долгами не всегда очевидная. «Потом уже страховщики будут базировать тарифы по принципу risk based pricing на основе информации из БКИ. В любом случае, это положительный шаг, который позволит формировать более справедливые тарифы», – отметил Леонид Итальянцев.
Добавим, что делать запрос в БКИ по закону страховщики могут только с согласия владельца кредитной истории. Но если клиент откажет в этом доступе, вероятность получить страховку значительно снизится.