Власти предлагают ограничить должникам-банкротам выезде за рубеж и право занимать ряд должностей в госструктурах. Однако и помимо дополнительных мер уже сегодня эксперты указывают на сложность процедуры банкротства, поэтому воспользоваться ей сможет не каждый.
Законопроект «О банкротстве физических лиц» в первом чтении был принят Госдумой еще в конце 2012 года. До второго чтения документ все еще не дошел, затормозившись на стадии активной дискуссии и внесения поправок.
Напомним, одна из самых известных поправок в закон, которую обсуждают власти, – повышение суммы нижний порог задолженности для физлиц с 50 до 300 тысяч рублей. Свежие предложения по доработке документа касаются не только суммы долга, с которой в отношении должника может быть запущена процедура банкротства, но и иных требований и ограничений. В частности, речь идет о введении временных ограничений должников-банкротов в выезде за рубеж и в праве занимать выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, а также должности судей. Инициатором нововведений выступил Совет Федерации. По словам председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, недобросовестные заемщики должны понимать, что в случае невыплаты кредитов их ждут очень тяжелые последствия. Именно поэтому список ограничений, накладываемых на банкротов, остается пока открытым.
Также сенаторы предлагают разработать подробную процедуру банкротства с участием финансового управляющего, определить порядок и размеры оплаты его услуг, установить административную ответственность для финансовых управляющих за незаконное разглашение информации, а также для должников за сокрытие долгов. Кроме того, должен быть уточнен порядок обращения взыскания на жилое помещение, законодательно исключив возможность злоупотреблений в отношении граждан-должников.
Должникам, которые ждут скорейшего принятия данного закона, радоваться преждевременно. По мнению экспертов, документ нельзя воспринимать как «отпущение грехов». «Банкроту долг не прощают, а реструктуризируют, составляя такой график платежей, который ему посилен, – констатирует президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. – У банкрота может быть реализовано имущество для погашения долга, однако в это имущество не может входить одежда, бытовая техника, предметы обихода и жилье, если это жилье является у него единственным».
Кроме того, эксперты обращают внимание и на сложность такой процедуры. «Сейчас все, что связано с банкротством, относится к сфере бизнеса – эта процедура доступна только для индивидуальных предпринимателей и организаций. Причем сама процедура является достаточно сложной – множество проблем возникает даже у юристов, которые с этим работают. Представляется, что гражданам будет достаточно сложно разобраться в этом самостоятельно», – считает юрист Дарья Ремнева. По ее мнению, законопроект ориентирован на финансово грамотных граждан, которым придется провести серьезную финансовую работу – структурировать долги, отыскать способы с ними расплатиться, принять на себя определенные обязательства по их погашению и понести все расходы, связанные с банкротством.