Упоминание тех или иных брендов в популярных интернет-блогах хотят приравнять к незаконной предпринимательской деятельности. Теневой оборот незарегистрированной рекламы в российских блогах составляет десятки миллионов долларов в год, подсчитали власти, заявляя о намерении направить часть этих денег в бюджет.
Комитет Госдумы по информационной политике вместе с Федеральной антимонопольной службой разрабатывает законопроект, который поставит под запрет «стимулирующее упоминание» тех или иных брендов в популярных интернет-блогах – в том случае, если блогер не зарегистрировался в качестве предпринимателя и не уплатил соответствующий налог. Законопроект будет внесен в Госдуму в течение 2013 года, сообщает РИА Новости
Подобная система рекламирования товаров и услуг «продакт плейсмент» (размещение продукции) всем хорошо знакома по кинематографу или телевизионной продукции. Но если кинематографисты заключают договоры с владельцами брендов официально, то блогеры, которые рекламируют чьи-то товары и услуги, делают это незаконно, так как не являются ни предпринимателями, ни СМИ.
Поиском незаконного скрытого пиара скорее всего будут заниматься не люди, а машины, которые планируется установить в ФНС. Факты «черного пиара» доказать будет сложнее, так как в случае негативного упоминания у автора будет больше шансов доказать, что это его личное мнение, а не проплаченный пост.
«Поскольку меня зовут Сережа, то у меня «серый пиар», который вообще не возможно ни отследить, ни доказать. Более того, я рекламу не пишу. Мое мнение, это очередная маленькая плеточка, чтобы несколько известных в стране блогеров подвести под уголовное преследование. Но стране от этого ни холодно, ни жарко. Уже и закон о клевете ужесточили и всевозможные придумали санкции, а ничего не работает. Теперь же они собираются из-за налогов следить за контекстной рекламой. Я сомневаюсь, что это осуществимо. Да, есть ЖЖ, «Мой мир» и так далее, но как они отследят того, кто сидит на безызвестном сайте знакомств и рекламирует зубную пасту? По IP его пробивать будут и бегать за ним с инспекторами? А как они будут определять степень популярности блога? Грамотные блогеры быстро спустят свою популярность с 30 места на 230, и что? Бред какой-то», – прокомментировал блогер Сергей Резник.
Кстати, вопросами незаконной предпринимательской деятельности занимаются правоохранительные органы, и за это нарушение можно понести административную (возможный штраф составляет от 500 до 2000 рублей) или уголовную ответственность – штраф до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.
«Все зависит от размера ущерба. Если в результате проверки, проведенной полицией или прокуратурой, доказано причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо получение доходов в крупном размере, то есть на сумму не менее 250 тысяч рублей, то это подпадает под уголовную ответственность. Если меньше этой суммы – административная», – говорит юрист Катерина Доценко.
Фото: Фото с сайта Bellona.ru