Новое жилье, машина и один ребенок – так можно охарактеризовать желания среднестатистического россиянина, по мнению аналитиков, предложивших «индекс Иванова» в качестве нового показателя, отражающего потребительские предпочтения россиян.
Аналитики Sberbank CIB презентовали «индекс Иванова», который отражает стремления и чаяния среднего класса российского общества. Изучение потребительских предпочтений, по мнению исследователей, дает возможность понять, какие товары и финансовые услуги будут востребованы в будущем.
Итак, портрет среднестатистического «Иванова» выглядит следующим образом: это уверенный в себе человек с квартирой и машиной, который мечтает переехать в новое, более просторное жилье и приобрести более престижный и комфортный автомобиль. Ради поставленных целей он готов экономить на продуктах, а крупные и дорогостоящие покупки и вовсе отложить до лучших времен. А еще «Иванов» мечтает уехать из России.
В ходе опроса выяснилось, что в 2012 году у трети россиян доходы снизились, а у 25% – повысились. Заработок остальных принципиально не изменился. При этом люди стали внимательнее присматриваться к ценникам в магазинах. Им не так важна обстановка в торговом зале и уровень обслуживания, главное – качественные товары по максимально выгодной цене. Отчасти в связи с этим для покупок все чаще используется Интернет. Около 40% «Ивановых» хотя бы раз в месяц совершают онлайн-покупки. В то же время четверть опрошенных, напротив, еще ни разу не заказывала товары в интернет-магазинах.
Если говорить о квартирном вопросе, то арендует жилье только 11%, большинство «Ивановых» имеет собственное. При этом половина опрошенных хотела бы купить новый дом или квартиру, но воспользоваться ипотекой готовы лишь 37% респондентов.
Как отмечает советник Института современного развития Никита Масленников, в последние два года рост потребления происходил за счет двух факторов: росли реальные доходы, уровень зарплат в реальном секторе и активно развивалось потребительское кредитование. Так, в прошлом году банкам удалось на треть нарастить портфель розничных ссуд. «Получается, свыше трети потребления финансируется за счет кредитов, – приводит рассуждения экономиста «Российская газета». – И не зря Центральный банк волнуется – есть все признаки, что рынок «взаймы» перегрет».
Кстати, «Ивановы» не готовы выполнять госпрограмму по увеличению рождаемости: у трети опрошенных детей нет, а 10% не хотят их иметь вовсе. Причем иметь в семье несколько детей свойственно либо бедным, либо богатым россиянам. Средний класс предпочитает остановиться на одном ребенке, гласят результаты исследования.
При том что «Иванов» считает экономику страны нестабильной, он все же надеется на улучшение собственного благосостояния, причем в самое ближайшее время. Правда, при позитивной оценке перспектив развития страны 38% наших соотечественников готовы уехать жить за границу.
Согласно результатам исследования, 26% опрошенных вообще не имеют сбережений. Управляющий директор УК «Агидель» Виктор Тунев говорит, что этот показатель вряд ли отражает действительность: «Люди сейчас склонны потреблять и тратить. Если говорить о таких сбережениях, как вклады в банках, то они есть лишь у пятой части населения».