В новогодние праздники жители регионов потратят большую сумму на подарки, чем москвичи. Жители российских городов планируют раскошелиться и поздравить не только родственников, но и друзей, в то время как москвичи ограничатся презентами лишь для самых близких людей, выяснили специалисты банка Хоум Кредит. При этом каждый пятый готов взять на эти цели очередной кредит.
Согласно ежегодному предновогоднему исследованию банка Хоум Кредит, самыми популярными категориями затрат в декабре стали косметика, парфюмерия, игрушки и бытовая техника. Независимо от социально-демографических характеристик, покупать подарки планирует большинство жителей мегаполисов (88%). При этом показатель на 7% ниже, чем в прошлом году. Однако, по мнению специалистов банка, очевидно, что большинство сограждан по-прежнему считают новогодние подарки важным атрибутом, и готовы потратить на это часть праздничного бюджета.
Традиционно, в первую очередь подарки приобретаются для ближайших родственников. Вместе с тем выросла доля тех, кто собирается преподнести презенты друзьям – 43% (в 2011 году – 36%). При этом наблюдаются значительные различия по регионам. В Москве подарки дарят в среднем трем знакомым, а в регионах – четырем и более. Так, например, только 5% жителей столицы сказали о том, что планируют сделать подарки коллегам, тогда как в регионах этот показатель возрастает до 41%. Вероятно, это связано с более узким кругом общения в столице.
Жители регионов оказались и более щедрыми. Средняя сумма расходов на новогодние подарки у москвичей составляет 8,4 тысячи рублей, а у жителей других городов-миллионников – 9,6 тысячи рублей. Это как раз объясняется тем, что в регионах подарки дарят более широкому кругу близких людей. При этом женщины планируют потратить на подарки в среднем 8 тысяч рублей, а мужчины – в полтора раза больше – 12 тысяч.
Специалисты банка также выяснили, готовы ли россияне взять кредит на покупку новогодних подарков. Число респондентов, заявивших, что не отрицают такой возможности, по сравнению с прошлым годом не изменилось и составило 21% опрошенных. В 2010 году количество респондентов, ответивших положительно на этот вопрос, достигло рекордной отметки в 39% – россияне торопились совершить покупки, отложенные на время прошлого финансового кризиса, после чего, видимо, спрос вернулся в прежние рамки.
Средняя сумма кредита, необходимого для приобретения новогодних подарков, несколько увеличилась и составляет 20 тыс. рублей. И москвичи, и жители других крупных городов готовы оформить заем в среднем на срок до 6 месяцев или даже до года.
По словам директора департамента розничного бизнеса по кредитованию ВУЗ-банка Ольги Стерховой, ежегодно в декабре появляются кредитные заявки на покупку подарков близким или празднование Нового года. Суммы в среднем варьируются от 3 до 100-200 тыс. рублей. «Обычно деньги требуются срочно и не на длительный период – на срок от месяца до года, – говорит она. – Интересно, что кредиты на подарки в основном берут мужчины – на покупку гаджетов, бытовой техники, мебели и шуб. Есть, конечно, и более солидные подарки – автомобили и поездки за границу».
Результаты опроса демонстрируют изменение потребительских предпочтений – самым популярным видом кредитования стали кредитные карты – их выбирают 44% (35% в прошлом году). На втором месте – кредиты наличными со стабильной долей в 41%. Кредит на месте покупки товара (POS-кредит) предпочитают 16% – их популярность по сравнению с прошлым годом упала на 3%.
Финансисты отмечают: смещение предпочтений в сторону кредитных карт отражает рыночные тенденции. Этот сегмент в относительном выражении растет наиболее высокими темпами – все большее число россиян становятся обладателями кредиток и планируют использовать их для покупки подарков. «На мой взгляд, использование кредитной пластиковой карты будет более рациональным решением, – говорит представитель Промсвязьбанка Валентина Лебедева. – Льготные беспроцентные периоды кредитования делают их не только комфортным, но и выгодным финансовым инструментом, способным оперативно предоставить доступ к заемным деньгам».
По мнению банкиров, большинство людей достаточно оптимистично оценивают текущую экономическую ситуацию и не ждут сокращения доходов в наступающем году, а потому смело используют для реализации своих планов заемные средства. «Стоит отметить, что большинство новогодних целей кредитования всё же не столько праздные, сколько утилитарные. И Новый год – просто отличный повод сделать нужный и полезный подарок себе или близким, – говорит Ольга Стерхова. – Конечно, если клиент уже закредитован и платежи для него неподъемны, кредитный менеджер не одобрит заявку и объяснит, что лучше обойтись без «кредита на праздник».