Чаще всего свою жизнь страхуют граждане, чья работа не связана с ежедневной угрозой для здоровья. Добровольно оформляют полисы страхования учителя, музыканты, художники и офисные работники. В то же время сотрудники, работающие в опасных условиях, где вероятность получения травмы крайне высока, задумываются о страховке крайне редко, выяснили специалисты страховой компании «Allianz РОСНО Жизнь», проанализировав страховой портфель агентской сети.
По оценке сотрудников страховой компании, почти 90% договоров страхования заключено клиентами, чья профессия приравнивается к первому классу риска (минимальная степень риска. – Прим. авт.). Другими словами, их здоровье и жизнь вне опасности, по крайне мере во время выполнения профессиональных обязанностей.
К такой категории относятся офисные работники, а также представители следующих профессий:
воспитатель детского сада и преподаватель;
гравер;
музыкант и звукооператор;
огранщик драгоценных камней;
портной;
фотограф и архитектор, не выезжающие на площадки;
художник и другие.
На втором месте, по данным компании «Allianz РОСНО Жизнь», сотрудники с низкой и средней степенями риска (II и III класс). В эти группы входят руководители средних и топовых уровней, а также представители таких профессий, как:
биржевой брокер;
журналист и редактор;
медицинский работник;
парикмахер;
повар, сыровар, мастер пивоварения;
химик-технолог;
ювелир;
дубильщик;
жестянщик;
маляр, штукатур;
скорняк;
слесарь;
стеклодув;
стекольщик и другие.
На третьем месте работники с максимальной степенью риска (IV и V класс). Это те, кто работает в опасных условиях, где вероятность получения травмы крайне высока.
По словам директора департамента регионального развития страховой компании «Allianz РОСНО Жизнь» Марины Слученковой, подобное распределение вполне объяснимо. Специалистов, которые трудятся в сферах, связанных с опасностью для жизни, как правило, страхуют работодатели.
По оценкам страховщиков, компании инвестируют в рисковые программы страхования жизни и здоровья рядовых сотрудников от 0,5% до 1,5% фонда оплаты труда (ФОТ) и от 1,5% до 3% ФОТ тратят на менеджеров. При этом в накопительные программы страхования, включая пенсионные, в среднем вкладывается от 10%-20% ФОТ.
По данным специалистов компании «РОСГОССТРАХ-Жизнь», к ним поступает около 70-75% договоров без надбавок за риск в связи с профессиональной деятельностью. В первую очередь это связано с изменением структуры экономики и увеличением доли людей, не занятых на производстве. «Потребность в страховании жизни появляется и при достижении определенного уровня дохода, – говорит директор департамента маркетинга «РОСГОССТРАХ-Жизнь» Оксана Кучерявая. – В последние годы доходы в сферах, связанных с умственным трудом, существенно выше, чем на производстве».
Участники рынка отмечают востребованность добровольного страхования жизни и здоровья. Об этом говорит большое количество договоров, которые заключаются клиентами с «безопасной» профессией. «В России возрождается доверие людей к кредитно-финансовым и страховым организациям, – добавляет Оксана Кучерявая. – По данным социологических опросов, уже более 35% россиян считают, что страхование – это хороший вариант защиты в непредвиденных ситуациях».
При этом большинство россиян оценивает свою жизнь в 3,5 миллиона рублей. Такую сумму денежной выплаты в связи с гибелью человека на производстве или в транспортной аварии они считают справедливой. Значение «стоимости» жизни упало в кризис, однако в 2011 году оно вновь начало расти и даже превысило докризисные показатели. При этом с 2011 года по апрель 2012 года «стоимость» человеческой жизни вновь сократилась на 0,8 млн рублей, или на 18,6%. В страховой компании называют эту тенденцию вполне справедливой и закономерной реакцией на ожидание нового экономического кризиса.
«Наши соотечественники больше всего боятся полной потери трудоспособности, оценивая ее еще выше, чем «стоимость» жизни – в 4 млн рублей, – говорит Оксана Кучерявая. – Это прежде всего связано с психологическим аспектом: человек сильнее боится быть зависимыми от своих родственников и не иметь возможности обслужить себя, нежели умереть».