Бизнес Потребителям доплатят за обиду

Потребителям доплатят за обиду

Россиянам станет проще и выгоднее отстаивать свои потребительские права. 26 июля «Российская газета» обнародовала положительные примеры судебных разбирательств по защите прав потребителей по новым схемам. Основная их часть касается туристических споров.

Теперь пострадавшие могут отсудить солидную прибавку к выплаченным компенсациям ущерба, вернуть стоимость путевки за сорванный отдых, а также без проблем возместить моральные издержки по одному только факту нарушения прав. Все это стало возможным с принятием постановления Пленума Верховного суда России о рассмотрении споров по защите прав потребителей. Авторы рассчитывают, что граждане теперь начнут более активно отстаивать свои права в споре с продавцами. Однако, по словам директора «Центра защиты прав человека» Ильи Ципордея, все эти нормы, за исключением дополнительной компенсации, уже давно действуют, а Верховный суд их просто обобщил в своей практике.

Основной упор в документе делается на то, что пострадавшие россияне, доказывая свою правоту через суд, могут получить не только компенсацию, но и штраф, наложенный на ответчика, в размере 50% от суммы компенсации. Это доплата за то, что их требования не были удовлетворены в добровольном порядке. Нововведение касается любых споров между покупателем и продавцом или поставщиком услуг. К примеру, отсудив компенсацию в 50 тысяч рублей, можно получить еще 25 тысяч рублей «сверху» за принудительность. Такой прецедент уже имел место, правда, только в Московской области. Речь не идет о том, что на продавцов ляжет дополнительная нагрузка. Ранее эти штрафы также взыскивались, но шли в государственный бюджет. Теперь, согласно постановлению, солидная надбавка пойдет в карман пострадавшему.

«Пока непонятно, является ли новая норма казусом, опечаткой или все действительно обстоит таким образом», – говорит Илья Ципордей. По его словам, в нашей законодательной практике не раз случалось, что смысл законов разъяснялся значительно позже. Схожего мнения придерживается представитель Общества защиты прав потребителей Руслан Закиров: «Если соответствующие поправки будут внесены в закон о защите прав потребителей, мы, несомненно, будем только рады. Однако пока изменений нет, говорить об этом очень сложно».

В особую категорию постановлением пленума выведены права туристов. Еще в начале года в обзоре судебной практики была закреплена обязанность туроператоров возмещать стоимость путевки, если гражданин по каким-либо причинам не смог выехать на отдых. Однако не все операторы столь законопослушны. К примеру, пожилой паре челябинцев все же пришлось обращаться в суд. Женщина заболела и легла в больницу, а муж заблаговременно оповестил компанию о том, что поездка в Объединенные Арабские Эмираты не может состояться. Однако в возмещении все же было отказано, после чего пара через суд вернула 68 тысяч рублей, из которых шесть тысяч – компенсация морального вреда. Если бы судьи уже знали о новых правилах, они бы выплатили пенсионерам еще 34 тысячи, поясняет источник сайта.

«Возврат денег за путевку зависит от тех причин, по которым она сорвалась», – поясняет представитель туристической компании «Вест Тревел» Татьяна Назайкина. По ее словам, если причина уважительная, как этом случае, есть справки, подтверждающие госпитализацию, то, безусловно, должен идти возврат большей части стоимости тура. Однако если речь идет о том, что клиент «передумал» за два дня до вылета, то тут уже начинают действовать штрафные санкции. Причем они определяются не агентством, а туроператором. И если последний не взыщет их с туриста, то ему придется расплачиваться из собственного кошелька. По словам турагента, как правило, 30% от стоимости тура, внесенные как предоплата, в случае отказа от тура за 10-15 дней могут покрыть неустойку перед оператором. Но если турист отказывается от поездки за 2-3 дня без уважительной причины, штраф может составить 90-100%. Как заявил директор туристической компании «Глобус» Геннадий Шестаков, по закону оператор должен делать возврат туристу за минусом фактических расходов. «Однако некоторые туроператоры завышают эти суммы», – говорит Геннадий Шестаков.

Чтобы избежать таких рисков, агентства рекомендуют оформлять страховку от невыезда. Однако, по признанию экспертов, эта услуга не очень популярна, даже несмотря на невысокую стоимость. Страховки от невыезда в большинстве своем оформляют туристы с детьми, а также те, кто боится отказа в визе.

Кроме того, обиженным туристам четко дали понять, к кому обращаться с претензиями за испорченный отдых. Теперь за все неприятности отвечает туроператор. Раньше выяснить, кто виноват, было довольно сложно. Еще одним приятным моментом стало то, что, как сказано в постановлении пленума, моральный вред подлежит компенсации лишь только по одному факту нарушения прав потребителя, доказывать ничего не надо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления