Россияне стали экономить на продуктах, и в первую очередь отказываются от покупки кофе, шоколада, бутилированной воды и молока. При этом сокращением повседневных расходов и поиском магазина с наиболее выгодными ценами озабочены не только малообеспеченные слои населения, но и семьи с высоким уровнем доходов. К такому выводу пришли эксперты исследовательского холдинга «Ромир» в ходе всероссийского исследования, результаты которого были опубликованы на прошлой неделе.
По аналогии с известным «Индексом Биг-Мака» индекс с условным названием «Кофе с молоком» наглядно отражает уровень экономической уверенности россиян. При его расчете учитывается динамика цен и объемов потребления четырех категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные о покупке этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от десяти тысяч участников в 32 городах России с населением свыше 100 тыс. жителей.
Выбранный набор не случаен: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее «чайной», нежели «кофейной» страной. О пользе молока для взрослых до сих пор ведется много споров. Бутилированная вода, как считается, потребляется только «от хорошей жизни», при том, что можно обойтись фильтрованной водой и в крайнем случае – из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, входящего в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, и его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком», по сути, являются элементарным набором «простых удовольствий».
«Действительно, эти продукты не являются товарами первой необходимости, и, в целом, если от них отказаться или сократить их потребление, то ничего страшного не случится, – говорит аналитик «Инфесткафе» Антон Сафонов. – Покупка кофе, молока, шоколада и бутилированной воды фактически является дополнительными расходами, которые возможны только при наличии свободных средств и при стабильной экономической ситуации, а также при позитивных потребительских ожиданиях».
Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. Таким образом, индекс является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Последние данные, опубликованные «Ромиром», отражают уровень экономической уверенности россиян в мае. По сравнению с апрелем 2012 года индекс «Кофе с молоком» снизился на 8%. Как отмечают эксперты холдинга, сезонное снижение традиционно и вполне предсказуемо, однако в этом году оно оказалось наиболее сильным. За аналогичный период в 2011 и 2010 годах снижение составило 5,5% и 1,5% соответственно.
Кроме того, снизились объемы потребления продуктов, формирующих индекс, и средние цены. Также уменьшились доли всех торговых форматов, реализующих кофе, молоко и бутилированную воду. Особенно сильно – у магазинов, торгующих через прилавок. А вот доля дискаунтеров, напротив, резко возросла.
«Это говорит о том, что потребители стали еще тщательнее оптимизировать повседневные расходы, выбирая наиболее выгодную цену. И если ранее такое поведение было характерно преимущественно для средне- и малообеспеченных групп населения, то в мае экономный стиль потребления охватил и граждан с высоким уровнем семейных доходов – свыше 25 тысяч рублей в месяц на одного члена семьи, – отмечает ведущий эксперт исследовательского холдинга «Ромир» Игорь Березин. – Снижение объемов потребления продуктов можно было бы объяснить длинными майскими праздниками, отъездом россиян на отдых или за город. Но зафиксированное снижение цен покупки говорит о том, что россияне решили в мае немного сэкономить на простых удовольствиях».
«У крупных федеральных сетей больше возможностей сдерживать рост цен за счет больших объемов закупок у поставщиков и производителей, формировать большие запасы нескоропортящейся продукции на складах, тем самым удерживая цену и обеспечивая бесперебойность поставок в магазины», – поясняет специалист по связям с общественностью X5 Retail Group Роман Черешнев.
По оценкам аналитиков, подобное поведение объясняется ожиданием скорого ухудшения экономической ситуации: падения курса национальной валюты, роста инфляции и, соответственно, люди стараются сэкономить, либо выбирая выгодные цены, либо вовсе отказываясь от покупки некоторых товаров. «На мой взгляд, причина отказа от так называемых «простых удовольствий» именно в экономической неуверенности покупателей, так как других предпосылок для снижения потребления кофе, молока, бутилированной воды и шоколада нет», – говорит Антон Сафонов.