Бизнес Е-деньги для «потребистов»

Е-деньги для «потребистов»

Популярность электронных платежей набирает обороты. Чаще всего россияне просиживают е-деньги в соцсетях, тратят их на развлечения, онлайн-игры и лотерею. Популярными целями электронных платежей также являются оплата услуг финансовых организаций, сотовых и

Популярность электронных платежей набирает обороты. Чаще всего россияне просиживают е-деньги в соцсетях, тратят их на развлечения, онлайн-игры и лотерею. Популярными целями электронных платежей также являются оплата услуг финансовых организаций, сотовых и интернет-операторов. Сегодня электронными деньгами даже можно расплатиться в некоторых кафе и такси. Прогресс развития рынка налицо.

Во вторник, 10 апреля, ассоциация «Электронные деньги» (АЭД) совместно с основными игроками рынка электронных платежей подвела итоги деятельности сектора за 2011 год. По подсчетам экспертов, за минувший год объем пополнений электронных кошельков увеличился почти на 80% – с 70 до 125 миллиардов рублей. Рост аудитории показал более сдержанную динамику. Число активных аккаунтов выросло лишь на 13% – с 30 до 34 миллионов. Представители АЭД считают, что замедляющиеся темпы роста аудитории свидетельствуют о скором насыщении рынка.

По словам председателя совета Ассоциации «Электронные деньги» Виктора Достова, лидером по количеству транзакций, совершенных в прошлом году владельцами электронных кошельков, стала оплата развлечений, в частности, участия в онлайн-играх. Е-деньги также активно тратились в популярных социальных сетях и лотерейных розыгрышах. В общем в этих целях было совершенно 38% платежей. На втором по количеству совершенных транзакций месте находится оплата услуг сотовых операторов и интернет-провайдеров (36%), на третьем – оплата различных финансовых услуг (11%).

Развитие скидочных сайтов и цифровых технологий также внесло свою лепту в популяризацию электронных платежей. По данным АЭД, в 2011 году 8% от общего количества транзакций было совершено в целях оплаты купонов и цифровых потребительских товаров. Реже всего россияне тратили е-деньги на оплату профессиональных интернет-услуг (3%), «коммуналки» (1%), различных товаров (1%) и госплатежи (1%).

Отметим, что с объемами платежей ситуация обстоит несколько иначе. Здесь лидером являются финансовые инструменты – в минувшем году 57% электронных средств было потрачено именно на них. На втором по объемам платежей месте находятся онлайн-игры, развлечения, соцсети и лотереи (17%), на третьем – телекомы (11%).

«Лично я не особо люблю онлайн-игры, поэтому деньги на них не трачу. Но друзья, подсевшие на это дело и желающие стать владельцами платных аккаунтов, были вынуждены освоить электронные деньги, – поделился с корреспондентом горожанин Алексей Прохоров. – Для оплаты сотовой связи и Интернета я пользуюсь онлайн-банком, а практически все деньги с электронного кошелька отправляю за границу. Будь то оплата товаров в зарубежных интернет-магазинах (отечественные либо не вызывают доверия, либо не предлагают требуемого товара за разумные деньги) или оплата различных услуг, например, хостинга для сайта, я предпочитаю использовать американскую платежную систему PayPal. Это «дочка» мирового гиганта eBay, она позволяет работать по всему миру, автоматически конвертирует валюты, не взимает комиссии с покупателей».

Вообще 2011 год стал знаковым для российской системы электронных платежей. Летом наконец-то был принят ФЗ «О национальной платежной системе», регулирующий деятельность всех игроков рынка электронных платежей и закрепивший статус е-денег. Другой юридической новацией минувшего года стала возможность широкого привлечения банковских агентов к оказанию финансовых услуг, что может ускорить развитие этого сектора экономики.

«Дополнительные требования к операторам (до конца сентября 2012 года должны получить статус кредитной организации. – Прим. ред.) уже привели к уходу с рынка платежной системы на базе социальной сети «ВКонтакте», – отметил директор по развитию WebMoney Петр Дарахвелидзе. – Есть вероятность, что еще до окончательного вступления закона в силу рынок покинут и другие участники, но, с другой стороны, на нем уже появились банки».

Виртуальные и банковские карты, привязанные к счету мобильного телефона, расчеты электронными деньгами в офлайне и иные проекты были бы невозможны без сотрудничества операторов е-денег, банков и сотовых операторов. Председатель совета директоров QIWI Борис Ким предположил, что в будущем одной из основных тенденций станет выход электронных денег в обычные магазины. Этому будет способствовать как спрос на мгновенные платежи со стороны клиентов, так и инициативы государства по снижению доли наличных в экономике.

Важно отметить, что профессиональные игроки рынка не поддерживают сугубо административные меры популяризации безналичных платежей. Более эффективной мерой они считают повышение финансовой грамотности населения.

По словам экспертов, отрасль внимательно следит за реализацией масштабных государственных IT-проектов, которые в той или иной степени связаны с электронными деньгами. Платежная функциональность уже стала неотъемлемой частью портала госуслуг и была воплощена в мобильном приложении «Ростелекома». По мнению ключевых участников рынка, новые возможности для проведения идентификации клиентов откроет внедрение с 2013 года универсальной электронной карты.

Подводя итоги прошедшего года Виктор Достов предположил, что тенденции, получившие начало в прошлом году, сохранятся и будут актуальны следующие 12 месяцев. «Этому будет способствовать и меняющаяся конфигурация рынка, и инновационные продукты, и новые инициативы государства», – считает специалист.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем