Почта России выигрывает в конкуренции с терминалами оплаты. Как считают эксперты Национального агентства финансовых исследований, россияне стали чаше совершать платежи через почтовые отделения, чем через банкоматы и терминалы. Правда, эксперты 116dengi.ru не согласны с выводами НАФИ и уверены в постепенном снижении востребованности проведения платежей через почтовые отделения.
Национальное агентство финансовых исследований провело очередной соцопрос граждан в 42 регионах страны. Экспертов интересовали предпочтения россиян в выборе канала совершения платежей, которые, как оказалось, за несколько последних месяцев претерпели изменения. Так, ощутимо сократилась доля граждан, осуществляющих регулярные платежи в банковском отделении, через банкоматы и платежные терминалы. В частности, наиболее сильно упала востребованность платежных терминалов – на 11%. Доля совершающих платежи через банковское отделение сократилась на 9%, через банкомат – на 7%, через оператора в салоне сотовой связи или в кассе магазина – на 5%.
Между тем, как утверждают эксперты, количество плательщиков через почтовые отделения, наоборот, существенно увеличилось с 33 до 42%. В НАФИ отмечают, что через Почту России стали чаще платить люди не только старшей возрастной группы (от 60 лет и старше), но и среднего возраста (от 35 до 44 лет). При этом почтовые платежи оказались более востребованы в средних (численностью от 100 тыс. до 500 тыс. чел.) и малых городах (численностью до 100 тыс. чел.).
Правда, по словам генерального директора НАФИ Гузелии Имаевой, уже наметилась тенденция к росту популярности и платежных каналов через Интернет. И в первую очередь у молодого поколения. Так, среди молодых россиян (от 18 до 24 лет) доля совершающих платежи банковской картой через Интернет выросла за 2011 год с 2% до 6%. А среди населения в возрасте от 25 до 34 лет стало чуть больше тех, кто осуществляют платежи электронными деньгами, а также через интернет-банк или мобильный банкинг (рост на 3-4%.).
«При выборе способа совершения платежей значимую роль играет доступность того или иного канала. Участники платежного рынка решают вопрос доступности по-разному: одни – путем развития максимально широкой филиальной сети, другие – развивая дистанционные каналы платежей. Как показало исследование, обе модели успешны и позволяют увеличить количество клиентов. Немаловажную роль играют и тарифы. Российский потребитель становится более опытным и разборчивым. Именно поэтому в условиях усиления конкуренции на рынке платежей максимально выигрывают те компании, которые предлагают наиболее привлекательные условия по тарифам», – отмечает г-жа Имамова.
Между тем эксперты 116dengi.ru несколько неоднозначно относятся к выводам специалистов НАФИ. По мнению аналитика ГК «Регион» Анны Баевой, востребованность использования Почты России как канала оплаты платежей постепенно снижается. «Это результат стремительного развития дистанционного обслуживания граждан и Интернета. И почте достаточно трудно интегрироваться к новым технологиям сразу во всех своих отделениях. Правда, в небольших городах и селах, где количество банков и терминалов незначительно, почта остается конкурентоспособной».
Как считает пользователь «Твиттера» казанец Игорь Плотников, почта в том понимании, какая она была несколько лет назад, уже отживает свое. «Газет люди не выписывают, коммунальные услуги уже многие оплачиваются через терминалы, кредиты оплачиваются напрямую в банках. Поэтому удивителен рост к совершению платежей через почту. Наверняка, большинство опрошенных людей были бабушками и дедушками. Они консервативны и боятся других форматов оплаты услуг», – уверен блогер.