Отечественный автопром в этом году сбавит обороты роста. Причины вполне объяснимы и связаны с завершением сроков действия федеральных программ льготного автокредитования. Правда, по мнению специалистов рынка, уйти в значительный минус российскому автопрому в 2012 году все же не дадут специальные кредитные программы банков и растущая ориентированность граждан на дорогие автомобили.
Эксперты ведущего исследовательского агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) считают, что в 2012 году российский авторынок сократиться на 8%. Продажи могут снизиться до 2,3 млн автомобилей. Или, при доминировании негативных факторов, до 2,2 млн штук. Значительнее всего, на 27%, упадут продажи автомобилей российских брендов.
В PwC напоминают, что в 2011 году продажи легковых автомобилей в России выросли на рекордные 40% – до 2,5 млн штук в количественном выражении. И на 70% в денежном – до 58,9 млрд долл. По темпам роста продаж Россия оставила далеко позади рынки крупнейших стран: США и Германии. Правда, в наступившем году все опять может измениться.
По словам заместителя руководителя компании «Автоброкер плюс» Геннадия Королева, причины ожидаемого падения рынка связаны с завершением действия федеральной программы льготного автокредитования. «Власти решили не продлевать ее на 2012 год. Хотя они пришлись по нраву как банкам, так и гражданам. Также на этот год не была продлена программа утилизации автохлама», – отмечает эксперт.
По данным агентства «Автостат», к декабрю 2011 года было выдано 227 тысяч льготных автокредитов, а за три года с начала действия программы – почти 460 тысяч. Программа субсидированного автокредитования также пользовалась большим спросом: более 30% в объеме выданных банками автокредитов и каждый десятый проданный автомобиль. Льготные условия автокредитования распространялись на покупку машин, произведенных в России, стоимостью до 600 тысяч рублей. Кредит выдавался на три года, субсидированная ставка составляла 2/3 ставки рефинансирования (то есть около 6%), при этом первоначальный взнос не превышал 15%.
По мнению руководителя отдела кредитов населению «Банка 24.ру» Геннадия Козлова, нужно ожидать снижения объемов в сегменте тех автомобилей, которые отвечали требованиям государственной программы. «Но произойдет это, на мой взгляд, пропорционально снижению объемов продаж этих автомобилей – в первую очередь за счет продукции АВТОВАЗа. А вот сегмент покупателей автомобилей стоимостью более 600 000 рублей видится мне более стабильным. Такому клиенту, как правило, нужно не просто средство передвижения, а автомобиль, отвечающий конкретным требованиям – например, чтобы были коробка-автомат, климат-контроль, дополнительные опции по безопасности, повышенный клиренс и так далее», – уверен г-н Козлов.
Управляющий ВТБ24 в Татарстане Дамир Габдулхаков также считает, что отмена программ государственной поддержки в продажах автокредитов может привести к некоторому спаду на рынке автокредитования в ближайшие месяцы. Поэтому банкирам совместно с производителями следует работать над улучшением рыночного предложения на автомобили. «Еще одна задача – стимулировать спрос на другие специальные программы автокредитования, которые сейчас пользуются не меньшей популярностью. Дальнейшая динамика ставок будет зависеть от развития финансовых рынков и ситуации с ликвидностью в банковском секторе», – полагает банкир.
Г-н Козлов добавляет, что в настоящий момент конкуренция не позволяет повышать ставки по всем видам автокредитования. «Кроме того, меняется психология потребителя. Повторюсь, но «автокредит просто ради автомобиля» теряет актуальность, сейчас потенциальный покупатель более тщательно подходит к выбору марки и модели, взвешенно оценивает характеристики авто, условия кредитования, страхования. Вполне допускаю, что в ближайшем будущем мы увидим схему «автокредит ради выгоды». В этом случае для клиента оптимальные условия финансирования при покупке авто будут даже важнее потребительских качеств машины».