Льготные автокредиты заканчиваются. Желающим получить авто с дисконтом от государства специалисты советуют оформлять кредит именно сейчас, а не откладывать посещение банка на последние дни года.
Напомним, госпрограмма льготного автокредитования была запущена в начале 2009 года, чтобы поддержать российскую автомобильную промышленность. Тогда, в период кризиса, продажи снизились более чем в два раза, и правительству пришлось срочно искать способы хоть как-то их поднять. Было решено стимулировать покупательский спрос через кредиты. Согласно условиям программы, государство компенсировало банку, выдающему кредит на приобретение автомобиля российской сборки, 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. В итоге процентная ставка кредитов для самих граждан тоже оказывалась ниже. Под льготный кредит изначально попали все модели АВТОВАЗа, а чуть позже и «иностранцы» российской сборки, не превышающие по стоимости 600 тысяч рублей.
По данным Минпромторга РФ, на середину ноября этого года было выдано около 200 тысяч льготных кредитов. Это каждый десятый проданный автомобиль. В Татарстане и в близлежащих регионах эта доля еще больше и достигает 25%.
«В нашем банке более половины автокредитов в этом году было выдано именно по программе государственного субсидирования. Средний чек по автокредиту, выданному на покупку автомобиля в рамках государственной программы, составляет 204 тысячи рублей», – отмечает исполнительный директор АКБ «БТА-Казань» (ОАО) Лилия Алиакберова.
Схожие показатели по реализации льготных автокредитов оказались и у многих других банков, работающих в республике. Специалисты финансовых организаций считают, что сворачивание федеральной программы негативно отразится на автокредитовании, которое только-только начало пользоваться спросом. Кроме того, они советуют татарстанцам, желающим оформить кредит, не откладывать посещения банков на последние дни года, а обратиться в кредитные организации уже сейчас. Тем самым удастся избежать возможных очередей и форс-мажорных обстоятельств.
Кстати, с доводами банкиров о пользе госпрограммы согласен и заместитель генерального директора компании «КАН-АВТОВАЗ» Сергей Чернов. «Льготное автокредитование стало эффективным инструментом привлечения потребителей. Если программа закончится, многие татарстанцы лишатся возможности получить дешевые автокредиты, что негативно может отразиться на сборке новых авто в стране. Сейчас, насколько я знаю, АВТОВАЗ выступил за пролонгацию программы».
По мнению заместителя руководителя компании «Автоброкер плюс» Геннадия Королева, вероятность продления невысока. «Денег в федеральной казне особо нет, а российские автоконцерны пока не нуждаются в антикризисных мерах. Скорее всего в 2012 году следует ожидать роста ставок по автокредитам. И в первую очередь на те автомобили, которые участвовали в программе льготного кредитования, что потенциально может негативно сказаться на продажах автомобилей в кредит».
По словам эксперта, в ближайшие несколько лет альтернативой льготному автокредитованию станут программы кредитования зарубежных автопроизводителей. Кредиты под очень низкий процент можно будет получить в корпоративных банках самих зарубежных автокомпаний. Сейчас эти кредитные организации начинают проводить агрессивную экспансию в регионы.