Развод, по статистике, ожидает добрую половину супружеских пар. И, к сожалению, сняв обручальное кольцо, родители нередко «забывают» о том, что у них остались обязанности по воспитанию и содержанию детей. Сегодня алиментных выплат годами дожидаются десятки тысяч детей, которые растут в неполных семьях и подчас нуждаются в самом необходимом – теплой одежде, полноценном питании, учебниках, игрушках. Воздействовать на нерадивых родителей пытаются и судебные приставы, и прокуратура. Однако самым верным, на мой взгляд, оказалось предложение думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей – депутаты настаивают на создании государственного фонда для выплаты алиментов.
Что такое алиментные деньги, присланные биологическим отцом, я в детстве и не догадывалась. Не буду скрывать, в данном случае использую термин «биологический» сознательно, приберегая слово «родной» для другого человека – который меня воспитал и стал мне настоящим отцом. Однако суть от этого не меняется – до 18 лет я официально входила в списки детей, о которых один из родителей умудрился благополучно забыть.
Невозможность добиться уплаты алиментов – одна из острейших проблем общества и крайне болезненная для матерей, которые вынуждены воспитывать детей в одиночку, уже много лет остается безвыходной ситуацией. Суды выносят решения о взыскании алиментов, приставы заводят исполнительные дела, пытаясь взыскать средства, прокуратура предлагает собственные методы воздействия. Однако все это малоэффективно, учитывая количество нуждающихся в поддержке детей, растущих в неполных семьях.
Судебные приставы рассказывают, что злостными неплательщиками алиментов, как правило, являются маргинальные личности, не желающие трудоустраиваться и живущие на случайный заработок, нередко злоупотребляющие алкоголем и наркотиками. Печально, что четверть нерадивых родителей, которые отказали родному ребенку не только в родительской заботе, но и в материальной поддержке, составляют горе-матери. Как правило, брошенные ими дети находятся на государственном обеспечении, поэтому взыскателями выступают детские воспитательные учреждения.
Конечно же, одна из самых действенных мер, применяемая приставами для воздействия на нерадивых должников по банковским кредитам и налоговых платежам, – ограничение выезда за рубеж – в данном случае просто бессмысленна. Типичный неплательщик алиментов не имеет не только стабильного заработка, но и какого-либо имущества, на которое возможно наложить арест и реализовать с целью погашения задолженности.
Злостных неплательщиков могут привлечь к уголовной ответственности: по итогам десяти месяцев на Южном Урале возбуждено 1382 уголовных дела. Наказание заключается в обязательных работах на срок от 120 до 180 часов, либо в исправительных работах на срок до одного года, либо аресте на срок до трех месяцев. При этом интересы ребенка практически не учитываются – штрафные проценты от заработка должника государство взыскивает в пользу бюджета, а судимость может негативно повлиять на дальнейшее трудоустройство, что также не способствует исполнению родительских обязанностей. Впрочем, судебные приставы настаивают на ужесточении наказания для алиментных должников вплоть до лишения свободы или принудительного трудоустройства на работы, не требующие высокой квалификации.
В этой ситуации довольно неожиданное решение предложил думский комитет по вопросам семьи, женщин и детей – создать государственный фонд для выплаты алиментов. Разговоры о подобной форме поддержки неполных семей ведутся уже более трех лет, однако только сейчас инициатива нашла логическое продолжение – в Госдуме началась разработка соответствующего законопроекта.
Впрочем, злостным неплательщикам радоваться не стоит. Госфонд, конечно, будет оказывать регулярную поддержку одиноким матерям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, из собственных средств. Однако материальные обязательства нерадивых отцов не будут аннулированы – их передадут в пользу фонда. Законодатели обещают, что взыщут эти деньги в полном объеме.
Конечно, идея создания фонда сырая и требует тщательной проработки. Пока не ясно, каков будет механизм его функционирования, каким образом будут взыскиваться средства с недобросовестных родителей. Однако уже сейчас известно, что размер государственного пособия на детей, родители которых не хотят платить алименты, будет устанавливаться регионами.
Лично я не слишком переживала от того, что не видела причитающихся мне по закону алиментных денег. Мне вполне хватало той любви и заботы, которые могла подарить моя семья, и даже довольно сложная материальная ситуация казалась не столь критичной. В помощи биологического родителя я не нуждаюсь, и даже в самых трудных ситуациях на нее не надеюсь. Однако у детей, никогда не получавших алиментов, есть и другая, вполне реальная проблема. Уже сейчас в мою голову приходит такая мысль – а не придется ли мне в дальнейшем содержать своего биологического родителя, также выплачивая ему алименты, ведь это предусмотрено законом? Вполне логично, что отдавать свои деньги совершенно чужому для меня человеку, пусть и подарившему мне жизнь, я не согласна!