Чиновники при выдаче гражданам различных справок больше не должны посылать людей за отсутствующими «бумажками» в другое ведомство, а должны пользоваться электронным документооборотом. Правда, не все организации оказались полностью готовы к новому порядку. А некоторые опрошенные 116dengi.ru и вовсе усомнились в значительной эффективности технологических новшеств.
1 октября российские ведомства федерального уровня перешли на систему электронного взаимодействия при оказании госуслуг населению и юрлицам. Теоретически теперь россиянам нет необходимости бегать и собирать «бумажки» по различным ведомствам для получения какого-то одного документа. Всего принцип одного окна должен соблюдаться при оказании 340 услуг.
Стоит отметить, что в Татарстане упрощенный контакт с чиновниками на местном уровне уже доступен в рамках проекта «Электронное правительство». Через Интернет или инфомат (всего по республике расставлено 145 терминалов) можно оплатить штрафы ГИБДД, услуги ЖКХ, налоги, заполнить заявление на получение загранпаспорта, записаться на прием к доктору.
Что же будет нового? Как отмечают в МВД РТ, теперь без посещения гражданами других ведомств при минимуме документов будут выдаваться справки о наличии или отсутствии судимости, проводиться регистрация автотранспортных средств, прием квалификационных экзаменов у кандидатов в водители и выдача им водительских удостоверений, ряд госуслуг в сфере частного охранного бизнеса и оборота гражданского оружия.
В пресс-службе татарстанского подразделения Росреестра считают, что в их ведомстве одними из первых все нововведения смогут оценить представители бизнеса. Так, если раньше при обращении в Росреестр по вопросам государственной регистрации прав собственности для них одним из обязательных документов являлась выписка из реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), которую необходимо было предварительно запросить в налоговых органах, то теперь это можно не делать – данный документ управление запросит самостоятельно. При этом, согласно законодательству, ответ на запрос должен быть выполнен в течение 5 дней.
Правда, в полном объеме на режим одного окна госорганы успели перейти не все. Так, в числе отстающих оказались Пенсионный фонд, налоговики, Роспотребнадзор. Ведомства обещают в ближайшее время запустить упрощенное получение госуслуг в полном масштабе.
По мнению аналитика ИК «Финам» Татьяны Земцовой, задержка с переходом на единую систему электронного документооборота в этих ведомствах могла быть вызвана техническими факторами. «Ряд из них уже использовал свои системы электронного документооборота, и переход на другие системы мог занять больше времени, чем внедрение системы с нуля. Где-то тормозом были требования секретности и большой объем переводимой в электронный формат документации, ну а где-то обычные бюрократические проволочки и халатность. Хотя определенно новшество будет эффективнее бумажного документооборота, хотя, вероятно, на то, чтобы к нему привыкли и чиновники, и граждане, потребуется время».
С этими доводами соглашается и руководитель центра повышения финансовой грамотности населения «Знак» Дилюс Шавалиев. «Электронный документооборот – крайне полезное нововведение, которое в перспективе может снизить коррупционную составляющую в системе госуправления. Однако я бы предостерег от излишнего оптимизма. Полностью искоренить тотальную бюрократию в России он не поможет».
Еще пессимистичнее настроен старший аналитик ГК «Регион» Сергей Буров. «С последними нововведениями очереди, конечно, в этих ведомствах могут стать меньше, но сроки получения справок могут только удлиниться. Не думаю я, что госорганы с электронным документооборотом справятся за 5 дней». Эксперт поясняет свою мысль: далеко не у всех сотрудников госструктур, работающих в глубинке, есть элементарный доступ в Интернет. Так что на совершенствование системы должно уйти несколько лет.
По мнению блогера Carpetner, казанца Игоря Плотникова, режим одного окна вводить нужно было уже давно. «В прошлом году налоговые службы просили заплатить налог за проданную несколько лет назад машину. Пришлось идти в ГИБДД и брать справку, что у меня ее уже нет. А вообще, во всем этом меня как активного пользователя Интернета привлекает возможность общаться со всеми госструктурами через Сеть. Конечно, если оно действительно будет реально получаться».