Госдума приняла закон о сельхозстраховании с господдержкой. Согласно ему аграрии смогут рассчитывать на возмещение убытков при гибели почти половины всего урожая. Правда, сами страховщики и фермеры считают новоиспеченный закон несколько недоработанным и желают его скорейшего совершенствования. Они надеются, что страховка не станет добровольно-принудительной и сельхозпроизводители будут вправе отказаться от нее.
Основной причиной принятия законопроекта считается засуха прошлого года. По данным экспертизы, проведенной Минсельхозом РФ, пострадавшими от нее были признаны более 25 тыс. хозяйств в 43 субъектах страны. Подтвержденные убытки от засухи составили 41,6 млрд рублей, в том числе по Татарстану – 6,2 млрд рублей. Однако возмещать их оказалось некому, так как по действующей схеме аграрного страхования с господдержкой мало кто страховался. Осенью прошлого года властям пришлось доставать деньги из кубышки и возмещать ущерб сельхозпроизводителям, чтобы в этом году у них были деньги хотя бы на посевную. Тогда же президент страны Дмитрий Медведев потребовал незамедлительного принятия нового закона, который способен будет защитить аграриев от убытков, а государству не придется незапланированно тратиться на все ЧП.
Что же получилось? Новая модель агрострахования будет строиться на базе равного частно-государственного партнерства. Аграрии будут оплачивать только половину стоимости полиса, а вторую часть премии власти региона будут перечислять непосредственно на счет страховой компании. Напомним, в настоящее время сельхозпроизводитель оплачивает 100% страховой премии, а затем получает 50% компенсации от государства. Аграрии смогут рассчитывать на возмещение убытков при гибели 40% урожая по всей посевной площади. Если потери окажутся ниже этого уровня, издержки лягут на сельхозпроизводителей. Закон должен заработать с 2012 года.
Федеральным центром на компенсации оплаты страховых полисов уже зарезервировано 5 миллиардов рублей. Кроме того, по требованиям закона будет создан фонд компенсационных выплат, который формируется за счет отчислений страховщиками части полученных страховых премий в размере не менее 5% от полученных страховых премий по договорам сельхозстрахования.
Сами страховщики признаются, что существующие сейчас в России условия агрострахования с господдержкой не устраивают ни сельхозпроизводителей, ни страховые компании. По словам руководителя управления страхования аграрных и природных рисков ОАО СК «РОСНО» Леонида Голованова, негибкие условия невыгодны клиенту, низкие тарифы (а они ниже, чем должны быть, в 3-4 раза) приводят к убыточности страховых компаний. Тарифы, установленные в приказе Минсельхоза РФ, значительно отличаются от расчетных по методике Минфина. Из-за неблагоприятных погодных условий прошлого года, а также низкой стоимости страхования убыточность ряда компаний достигла 600%! Изменить ситуацию в отрасли к лучшему и должен быть призван новый закон.
Правда, с легким скептицизмом относятся к новшеству сами сельхозпроизводители. По словам председателя Ассоциации фермеров, крестьянских подворий и СПК РТ Камияра Байтемирова, конечно, новый закон лучше старого. Он содержит ряд положений, способных значительно облегчить хозяйственную деятельность всех сельхозпроизводителей. «Правда, закон, на мой взгляд, все равно еще не совершенен. К примеру, он будет учитывать только катастрофические серьезные риски с ущербом более 40%. Что несколько неправильно. Надеюсь, что закон еще будут отшлифован и усовершенствован».
И страховщики, и фермеры надеются, что новая страховка не станет для аграриев добровольно-принудительной. От ее обязательности не будет зависеть выдача других видов господдержки.
По мнению гендиректора компании «Ингосстрах» Александра Григорьева, попытка государства установить правила игры в этом сегменте – это хорошо, но сделать их обязательными для всех не лучший вариант. «Цивилизованный рынок сельхозстрахования сложится, как только государство перестанет его дотировать и сделает наличие полиса условием получения дотаций на иные нужды аграриев. Господдержку надо выделять только на страхование катастрофических рисков и при условии, что остальные риски фермер страхует самостоятельно».