Новый закон об обязательном медицинском страховании, вступивший в силу в январе этого года, уже начал пробуксовывать. Причина – отсутствие многочисленных подзаконных актов, необходимых для действия обновленной медстраховки. Поэтому многие медучреждения до сих пор не получили разъяснения о принципах взаимодействия со страховщиками, а гражданам еще не выдают полисы. Росстрахнадзор и вовсе считает закон об ОМС скороспелым. В ведомстве полагают, он только мешает реформированию российской медицины.
На этой неделе Федеральная служба страхового надзора (ФССН) направила письма в адрес Минздравсоцразвития и Минфина РФ. В них она указала на противоречия нового закона об обязательном медицинском страховании (ОМС) и закона об организации страхового дела.
По словам главы Росстрахнадзора Александра Коваля, по новому закону страховщики ОМС практически не контролируемы. «Кроме того, компании вообще не формируют страховых резервов и фактически не выступают в качестве страховых компаний. Это противоречит принятым в стране нормам. По идее наше ведомство не должно лицензировать такие организации. У нас также возникают вопросы относительно порядка предоставления отчетности нам бывшими медицинскими страховщиками и ее содержания».
Эксперт считает, в таком недоработанном виде закон только мешает реформированию российского здравоохранения и обязательного медстрахования и нуждается в серьезных дополнениях.
Напомним: закон об ОМС был разработан и принят в 2010 году. Согласно ему кардинально менялась система медстрахования. Так, предполагалась, что с января 2011 года граждане смогут самостоятельно выбирать наиболее подходящее для себя медучреждение (в том числе и негосударственное) или врача, предварительно убедившись в том, что больница или поликлиника входят в систему ОМС. Аналогичным образом человек сможет поменять и компанию-страховщика. По старым правилам это являлось прерогативой работодателя.
Также с нового года должны были выдаваться и полисы единого образца, действующие на всей территории Российской Федерации и не требующие обмена в случае замены страховой медицинской организации и смены места жительства. Правда, в самом конце прошлого года правительственные чиновники поняли, что не успевают. Выдача новых полисов была перенесена на май этого года. Она должна происходить постепенно до января 2014 года.
Как отмечает генеральный директор Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) Дмитрий Кузнецов, закон, который чиновниками преподносится как поистине революционное событие, гарантирующее коренные улучшения в системе здравоохранения, погряз в бюрократических проволочках – как и предупреждалось ранее.
«Могу с уверенностью сказать, что пока ни в одном регионе страны ни одно из заявленных нововведений не заработало. Многие медучреждения даже не получили разъяснений о том, как взаимодействовать со страховщиками. Информацию о невыполнении закона мы направили в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», – рассказывает г-н Кузнецов.
Независимые эксперты также отмечают «затыки» нововведения. По словам управляющего партнера «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Ивана Андриевского, пока остается много неясностей для простых обывателей. «Так, не совсем понятно, из кого выбирать. Частные клинки пока сильно сомневаются, что им будет выгодно участие в программе. Так как установление единого медицинского тарифа для всех медицинских учреждений (и государственных, и частных) не покроет всех расходов частных клиник».
Они, в отличие от государственных, отмечает г-н Андриевский, не получают финансирование из бюджета на закупку дорогого оборудования или аренду помещения. Получается, что из-за дополнительных расходов стоимость услуг в частных клиниках должна быть выше. «Наиболее логичный выход из ситуации – это софинансирование, то есть часть услуги оплачивает фонд ОМС, а другую часть услуги гражданин оплачивает самостоятельно. В действующей редакции закона такой порядок запрещен, а это означает, что конкуренция и повышение качества услуг вместо того, чтобы расшириться, будут ограничиваться», – делает выводы эксперт.