Увеличить лимит страховых выплат по ОСАГО до 400 тысяч рублей предлагает Минфин России. Размеры компенсаций уже не соответствуют сложившимся реалиям, уверены в ведомстве. А вот в страховых компаниях обозначенные Минфином пределы выплат считают чрезмерными. Более того, игроки рынка предсказывают, что рост компенсаций повлечет за собой значительный рост стоимости самой автостраховки.
До конца года Минфин намерен утвердить поправки в правительстве. Основные изменения связаны с увеличением страховых компенсаций за пострадавшее в ДТП авто. С нынешних максимальных 120 тыс. руб. они должны вырасти до 400 тыс. руб. Как считают в ведомстве, новые размеры страховых выплат будут более соответствовать реалиям. Ведь 120 тыс. руб. – потолка компенсаций, установленного еще в далеком 2003 году – на ремонт машины ныне может и не хватить.
Кстати, ранее Минфин уже предлагал поправки к законодательству об автостраховании.
Согласно им лимит выплат за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП должен был увеличиться со 160 000 до 500 000 руб., а лимит по имуществу – со 120 000 до 200 000 руб.
Между тем сами страховщики (кстати, постоянные инициаторы каких-либо изменений в ОСАГО – особенно в части, касающейся роста тарифов) очередную инициативу Минфина поддерживают лишь отчасти.
По словам президента Российского союза автостраховщиков Павла Бунина, целесообразней было бы увеличивать лимиты поэтапно. «Логично предложить, что одновременно с увеличением лимита выплат должны подняться и сами страховые тарифы. Мы думаем, что тарифы надо повышать более чем на 50%, но в обосновании Минфина приводятся меньшие цифры. Это неприемлемо для страховщиков, у которых с ОСАГО и так далеко не всё гладко».
Глава РСА напоминает, что убыточность автстрахования уже сейчас достигает 70%. По данным мониторинга союза, в 2009 году сборы по ОСАГО составили 85,8 млрд руб., а выплаты – 48,5 млрд руб. Гражданская австостраховка сейчас уходит в основном на выплаты по «железу»: на страховки по жизни и здоровью в 2009 г. пришлось всего 2% из 48,5 млрд руб. выплат.
«Сейчас страховщики «лопаются» как мыльные пузыри. Гарантийный фонд союза испытывает большую нагрузку от обязательств оплачивать убытки обанкротившихся компаний. Возможное его истощение – проблема вполне реальная, и она ставит под угрозу весь рынок ОСАГО. Чтобы этого избежать, необходимо не допускать усиления динамики банкротств страховщиков и использовать для этого полный комплекс мер правового регулирования», – считает г-н Бунин.
Заместитель гендиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров подтверждает обоснованность повышения страховых тарифов и полагает, что можно их сделать более гибкими. «В российское ОСАГО необходимо заимствовать западные практики. Например, в Германии цена полиса для нарушителя в 4 раза превышает стоимость страхования для нормального водителя. Мы можем применить аналогичную схему».
Руководитель ООО «Страховой брокер «ЧерновЪ и Партнеры» Александр Чернов напоминает, что вопрос повышения лимита выплат по ОСАГО обсуждается уже давно. «На мой взгляд, повышать лимиты надо, но решать назревшие с ОСАГО проблемы необходимо в комплексе: принять единую методику оценки для определения учета износа, упростить порядок выплат по ущербу жизни и здоровью. Тарифы после внесения этих изменений действительно повысятся. Но принимать решение – на сколько именно – нужно на основании статистики выплат», – уверен эксперт.