Мировой экономический кризис подорвал доверие россиян к финансовым услугам. Причём если в начале года заметная часть соотечественников смотрела на них с надеждой, то сегодня, за исключением кредитов, их использование у многих под большим вопросом.
Национальное агентство финансовой информации (НАФИ) представляет результаты опросов россиян об их отношении к финансовым услугам и планировании пользования ими в будущем. Отдельно опрашивались те, кто собирается брать кредит, о предпочитаемых типах кредитования.
Выяснилось, что доля россиян, планирующих начать пользоваться какими-либо финансовыми услугами в ближайший год, за 9 месяцев 2010 сократилась с 23% до 19%.
В январе 2010 наотрез отказывались начинать пользоваться финансовыми услугами 37% россиян, 40% затруднялись с ответом, в сентябре 2010 – 61% и 21% соответственно.
За 9 месяцев 2010 выросла доля собирающихся пользоваться кредитами (с 36% до 38%), страхованием (с 7% до 8%), а также инвестициями (с 0% до 4%).
Банковские вклады потеряли 19% желающих начать ими пользоваться, денежные переводы – 43% за 9 месяцев текущего года.
Уверенность в своих силах для взятия кредита за 9 месяцев 2010 выросла у россиян на 5,5%.
62% выбирающих кредитование предпочитают потребительские кредиты, 26% – автокредиты, 23% – ипотеку, кредитные пластиковые карты «на текущие нужды» – 9%.
Согласно результатам опросов российских граждан в январе и сентябре 2010 года, лишь пятая часть соотечественников определилась с намерениями пользоваться какими-либо финансовым услугами в ближайший год. Причём в начале текущего года таковых было 23%, а к сентябрю стало 19%.
На вопрос «Какими финансовыми инструментами соотечественники планируют начать пользоваться в ближайший год», были получены любопытные ответы: если в январе текущего года 37% заявили, что никакими, и ещё 40% затруднились с ответом, то в сентябре отрицал желание пользоваться финансовыми инструментами уже 61% соотечественников (затруднились с ответом – 21%). Из числа оставшихся голоса распределились следующим образом.
Виды финансовых услуг, которым пользователи в минувшем сентябре отдали больше предпочтения, чем в начале года, – это кредитные продукты (потребительские кредиты, кредитные пластиковые карты, автокредиты, ипотека) – 38% против 36% и страхование (за исключением обязательного медицинского страхования) – 8% против 7%. С одной стороны, экономическая ситуация в стране в конце III квартала выглядит куда стабильнее начала года, а значит, брать кредит, рассчитывая на свои силы в дальнейшем, не так рискованно. А с другой, уже столкнувшись с кризисом и слегка оправившись от него, россияне стали подумывать о вариантах обезопасить себя материально в случае каких-либо серьёзных проблем – и выбирают различные виды страхования.
Теми же причинами в комплексе можно объяснить тот факт, что различные инвестиционные услуги (ПИФы, ОФБУ, доверительно управление), в начале года не пользовавшиеся вниманием соотечественников, к сентябрю завоевали 4%. На том же уровне остались ответы пользователей о пользовании дебетовым пластиковыми картами – 21% опрошенных получает на них зарплаты, пенсии, стипендии, хранит деньги на счётах, к которым привязаны эти карты. Услуги негосударственных пенсионных фондов и интернет-банкинг собрали по 4% голосов – столько же ответов было и в январе текущего года, т.е. столько россиян всё же планирует начать пользоваться данными финансовыми услугами в ближайший год.
Банковские вклады потеряли пятую часть желающих сохранять свои средства таким образом, доля планирующих пользоваться денежными переводами за 9 месяцев текущего года сократилась на 43%. Использование банковских ячеек в течение нынешнего года не вызывало интереса у соотечественников.
Если говорить о структуре востребованных гражданами РФ кредитов, доверие к которым (или точнее будет сказать уверенность в своих силах для их взятия) за минувшие 9 месяцев возросло на 5,5%, то с заметным отрывом лидирует потребительский кредит – 62% ответов. 26% соотечественников выбирают автокредиты, 23% – ипотеку. Кредитные пластиковые карты «на текущие нужды» пока мало прижились в нашей стране – на данный момент их выбирают 9% россиян.
В целом стоит отметить, что российские пользователи финансовых инструментов разделились на два неравноценных лагеря. Большинство отрицает пользование финансовыми услугами. Те, кто благополучно пережил кризис, хотят обезопасить себя в дальнейшем, а те, кого он затронул, пытаются создать для себя некий «буфер безопасности» на будущее.
По материалам НАФИ