Российские власти решили ужесточить охрану авторских прав. На днях вступил в силу ряд законодательных новшеств, которые, по мнению чиновников, должны стать серьезной преградой для распространения в стране контрафактной продукции. Однако, по мнению независимых экспертов, от последних нововведений пострадают не пираты, а обычные граждане. Именно их кошельки могут понести в новом году непредвиденные ранее расходы.
Неделю назад вышло постановление российского правительства «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Такие отчисления в пользу авторов предусмотрены частью IV Гражданского кодекса, однако до настоящего времени эта норма не работала, так как не был разработан механизм взимания выплат. Сейчас он появился и уже встревожил общественность.
Согласно правовому акту, инициаторам которого является Владимир Путин, вся «домашняя и персональная техника, издающая звуки и показывающая изображения», должна облагаться налогом. Так как всю уже такую имеющуюся электронику в квартирах россиян поставить на счетчик трудно и в социальном плане опасно, решено было заставить делать авторские отчисления поставщиков и производителей техники, перед тем как их товар поступит на прилавки магазинов.
Итак, с Нового года продукцией, облагаемой «антипиратским» налогом, должны стать: видеокамеры, мобильные и стационарные телефоны, персональные компьютеры, ноутбуки, телевизоры, пустые CD, DVD, флешки. Предполагается, что оброк составит 1-2% с каждой единицы товара. Платить компании производители должны будут в Российский союз правообладателей, президентом которого является известный режиссер Никита Михалков.
Как объявили представители РСП, 15% прибыли будет тратиться на содержание аппарата организации. Остальная часть (если брать ее за 100%) разделится следующим образом: 40% собранных средств – авторам музыки и кино, 30% – исполнителям, еще 30% – изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Несколько месяцев назад схема распределения выглядела по-другому. Правообладателям полагались 15% полученной прибыли. Еще 25% – на работу РСП, и 60% – в специальный резервный фонд.
Именно такое странное распределение средств не нравится многим экспертам. По мнению руководителя Центра экономической экспертизы Олега Козлова, создается впечатление, что РСП – это симбиоз коммерческой организации и государственной машины. В котором будут скапливаться миллиардные суммы. «И пока схемы распределения средств, предлагаемые РСП, очень поверхностны. Кто должен получать отчисления, только члены союза РСП или другие компании и граждане тоже? Как должны высчитываться суммы? Пока остается много вопросов».
По словам эксперта, сама идея отчислений за авторство, как налог с техники, не нова. Она с успехом применяется в ряде западных стран, но у нас может пойти по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Между тем не стоит надеяться, что производители и поставщики облагаемой налогом продукции возьмут все расходы на себя. Тем более изначально в резолюции постановления говорилось о возможности включения авторского процента в цену товара.
Эксперты сходятся во мнении, что стоимость ряда линеек импортируемой продукции будет увеличена. Правда незначительно. Как считает заместитель руководителя компании «Полис Консалтинг» Андрей Волошин, цены в новом году могут вырасти на 3-7%. Во многом наценка будет определяться таможенными правилами. И будет зависеть от страны производителя и типа продукции.
«На мой взгляд, для рынка это в целом нейтральный фактор. Полагаю, что новые нормы, вероятно, окажут определенное давление на ценовую политику, но существенного роста не спровоцируют. Вероятно, увеличение стоимости подобной аудио-визуальной техники и носителей информации будет сопоставимо с размером нового косвенного налога», – делает выводы аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова.
В Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) полагают, что рост цен произойдет. Кроме того, представители организации отмечают другие огрехи антипиратского постановления. По словам директора по связям с общественностью РАТЭК Антона Гуськова, перечень оборудования чрезмерно широкий. Он включает в себя товары (цифровые камеры, домашние телефоны и пр.), не используемые людьми для копирования произведений, а также товары, функционально не предназначенные для копирования (DVD-проигрыватели, деки и пр.). «Кроме того, таможенникам вменяется в обязанность передавать аккредитованной организации, не являющейся государственным органом, сведения об импортерах и выпущенных для внутреннего потребления оборудовании и носителях, что запрещено законодательством о коммерческой тайне. Наши выводы: в целом данное нововведение правительства наименее жесткий вариант введения авторского сбора за частное копирование, однако ряд его положений опасен для конкурентной среды. Импортеры и производители должны предусмотреть все возможные риски».
Кстати, несмотря на то, что владельцев авторских прав решили «подкормить» компенсациями, это не означает, что с пиратами как явлением решили не бороться. Более того: превентивные меры в отношении них решено усилить. Помочь ударить по распространителям пиратского контента в сети Интернет должны сами провайдеры.
В эти дни стало известно, что Минкомсвязи и Госдума готовят два параллельных законопроекта «Об Интернете». Суть документов сводится к наказанию интернет-ресурсов, размещающих пиратский контент. Разобраться с ними просят и владельцы сайтов, транслирующих лицензионные фильмы и программы
Однако представитель Google в России Сергей Говядинов считает, что такой вариант борьбы с пиратством, когда виноватым оказывается интернет-ресурс, бесполезен, если его наполнением занимаются сами пользователи.
Выступая на прошлой неделе на конференции RIW-2010 он заявил, что в США и Европе с интернет-ресурсов законодательно снимается обязанность мониторить информацию, которую выкладывают пользователи. «Это и технически невозможно сделать. Мы считаем, что подобное правило должно быть прописано в российских законах. Кроме того, необходимо будет ввести наказание за ложные уведомления правообладателей. Согласно законам США, интернет-ресурсы должны удалять пиратский контент после получения уведомления от правообладателя. Однако такая практика стала инструментом конкурентной борьбы. В 2009 году 40% уведомлений, поступивших в YouTube, были ложными», – рассказывает г-н Говядинов.
Большинство опрошенных специалистов полагают, что все последние законодательные инициативы не смогут искоренить пиратство в стране. «Менталитет россиян отличается от менталитета жителей западноевропейских стран. Там все живут в соответствии с буквой закона, – считает г-н Козлов. – У нас же законодательство часто нарушают сами госчиновники. Поэтому будь это налог на электронику или штрафы за размещение сворованного контента в Интернете – ситуация с пиратством не изменится».
«Не вижу, каким образом обложение потребителей дополнительными налогами способно подтолкнуть их к тому, чтобы предпочесть дешевому контрафакту дорогую лицензионную продукцию, – комментирует г-жа Менькова. – Если бы производители лицензионной продукции в свою очередь снизили цены хотя бы пропорционально увеличению налоговой нагрузки на потребителей, это еще имело бы какой-то смысл».