Россияне все больше недовольны работой банкоматов. Жалуются как на несанкционированные списывания наличности с пластика, так и на глюки новых электронных сервисов банков. Эксперты рост возмущений людей связывают с развитием самой карточной инфраструктуры. Шутки банкоматов – издержки информационных банковских технологий.
На прошедшей в среду в Москве конференции «Банковские карты: эффективный бизнес» специалисты Центробанка сообщили журналистам о росте количества жалоб граждан на сбои в работе банкоматов. Статистика показывает, что с жалобами на банкоматы и другие технические устройства в Банк России за 2008-2010 годы обратился 31% граждан от общего числа недовольных банковским обслуживанием. В 2010 году в 45% всех полученных заявлений содержались претензии именно к работе банкоматов.
По данным ЦБ РФ, на 1 июля 2010 года количество эмитированных карт в России достигло 133,6 млн штук по сравнению со 126 млн карт по итогам 2009 года. В первом полугодии было проведено 1,5 млрд операций с банковскими картами против 2,5 млрд по итогам 2009 года. Объем операций с картами только в первом полугодии составил $189 млрд, тогда как за весь 2009 год он составлял $317 млрд. Количество устройств, принимающих карты, в первом полугодии 2010 года увеличилось до 669 тыс. штук с 517 тыс. штук по итогам прошлого года.
По словам начальника управления развития розничных платежей ЦБ Вадима Кузнецова, жалобы в основном идут с московского региона, но это, скорее всего, связано с активностью столичных жителей. Кроме того, играет фактор и значительного преобладания количества банкоматов в регионе.
«Больше всего граждане недовольны инфраструктурой по приему карт. Много происходит сбоев в банкоматах, особенно при некачественном запуске новых сервисов. Так, например, в марте текущего года в Москве произошел масштабный сбой связи во всех отделениях Сбербанка, в результате которого более четырех часов были заблокированы операции со счетами физлиц, а также не работали банкоматы при отделениях. Зачастую после сбоев в банкоматах теряются денежные средства. Уходит довольно много времени, чтобы их восстановить», – отмечает г-н Кузнецов.
Специалист ЦБ отметил, что значительно участились случаи мошеннических операций по картам. В некоторых случаях деньги списывались у владельцев карт в лжебанкоматах. Были зафиксированы также факты, когда злоумышленники внедряли специальные электронные устройства и в настоящие аппараты, а затем могли уже пользоваться счетами на карте.
По словам г-на Кузнецова, еще осенью прошлого года ведомством была подготовлена памятка о безопасном использовании банковских карт. В ней подробно сообщалось о правилах проведения операций с картами в банкоматах. Документ, подготовленный ЦБ, также содержит отдельные разделы, посвященные проведению операций с банковскими картами в торговых точках и через Интернет.
Как считает аналитик ИК «Капитал Инвест» Михаил Решетов, жалобы на банкоматы напрямую связаны с развитием карточной индустрии. «Сейчас пластик имеет каждый второй работающий россиянин. Отсюда и рост количества претензий к работе банкоматов. Большая часть проблем связана не с технологической уязвимостью банкинга, а с человеческим фактором, к примеру с мошенничеством».
По мнению президента Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, главная причина мошенничества с пластиковыми картами – это невнимательность при их использовании со стороны владельцев, то есть клиентов банков. В прошлом году, по словам эксперта, потери по платежным картам превысили 1 млрд рублей. Это в два раза больше, чем в 2008. Средний ущерб в расчете на один «пластик» составил 3-5 тыс. долларов.
По словам аналитика MForum Analytics Дмитрия Деева, в ближайшие годы количество мошеннических операций, связанных с пластиком, будет только расти. «Повсеместное распространение банковских карт среди российского населения автоматически повлечет за собой и рост числа преступлений в данной сфере, – полагает аналитик. – При этом меньше пользоваться картами из-за риска пропажи денег люди не станут, поскольку риск принимается как возможные издержки информационных банковских технологий».