Пожары, засуха и неурожай подстегнули стремительный рост цен на продукты питания. В первую очередь взлетела стоимость круп, муки, молочной продукции и мяса птицы. По прогнозам экспертов, осенью виток инфляции раскрутится с новой силой.
В первом полугодии динамика роста потребительских цен радовала поразительно медленными темпами. По данным Росстата, в середине августа показатель инфляции добрался до отметки 5,1%. В прошлом году цены к этому времени уже выросли на 8,3%. Рекордно низкие темпы инфляции позволяли правительству делать смелые предположения относительно годового показателя роста потребительских цен – в пределах 7,5%. Однако из-за необычайно жаркого и засушливого лета цены на продукты питания стали стремительно расти.
По статистике Росстата, начиная с июля заметно стала меняться стоимость товаров «зерновой» группы – муки, крупы и мяса птицы. Так, цены на пшеничную муку в целом по стране за месяц выросли на 1,31%, тогда как в прошлом году снизились на 0,79%. На стоимости хлебопекарной продукции рост цен на муку пока почти не сказался. Наиболее заметно подорожал хлеб из пшеничной муки высшего сорта – на 0,09%, цены на большинство кондитерских изделий выросли менее заметно, чем год назад, а стоимость макаронных изделий даже снизилась.
В отличие от специалистов Росстата, значительные изменения стоимости зерновых у перерабатывающих предприятий заметили покупатели (компании-посредники) муки. Они же пожаловались в ФАС. Антимонопольщиками в ряде регионов страны, в том числе и в Татарстане, были возбуждены дела в отношении нарушителей российского законодательства. В данное время идут разбирательства. Зернопереработчиков обвиняют в ограничении конкуренции на рынке производства и реализации товара. А также в ущемлении интересов организаций, использующих сырье для производства продукции, и граждан, приобретающих муку для собственных нужд. Максимальные возможные санкции для предприятий-нарушителей – это оборотные штрафы. Они могут составлять от 1 до 15% от оборота компании.
Между тем в ближайшее время российское правительство не планирует фиксировать цены на хлеб и муку. По словам первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова, такой режим может вступать в силу, только когда продукты дорожают более чем на 30% в течение месяца на территории одного региона. Сейчас рост цен на хлеб, муку и зерно объясняется спекулятивными настроениями некоторых безответственных участников рынка в связи с непростой ситуацией на зерновом рынке из-за засухи в ряде регионов. Предполагается, что цены не вырастут значительно, и поэтому режим фиксации цен не придется применять.
«Цены на зерновые после длительной стагнации в ближайшее время продолжат демонстрировать дальнейшее восходящее движение, – уверен аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Тем не менее ситуация будет оставаться достаточно стабильной. Серьезный сдерживающий фактор – введение временного запрета на экспорт зерна. Эмбарго в данном случае оправдано – это действительно может помочь избежать формирования еще более неприятных ценовых дисбалансов на российском рынке».
Пока цены на хлебобулочные изделия и макаронную продукцию пытаются сдержать на прежнем уровне, наблюдается взрывной рост стоимости круп, в частности, гречневой. По данным Росстата, в июне в среднем по стране гречневая крупа подорожала на 8,92%, а в июле – еще на 12,55% (в прошлом году цены в это время падали на 1,19% и 1,32% соответственно). За первую декаду августа гречневая крупа подорожала еще на 8,7%, пшеничная мука – на 2,9%, а молоко, сметана, творог и сливочное масло – на 0,5-1,2%.
«В августе наблюдался рост цен на крупы и муку, связанный с низкими урожаями из-за засушливого лета – в среднем на 15-20%, примерно на 10-15% выросла в цене молочная продукция, что также вызвано плохой урожайностью кормов и низкими удоями скота, – подтверждает заместитель директора по продажам торговой сети «Союз» Андрей Новокрещенов. – Вероятнее всего, в ближайший месяц вырастет в цене уже не только непосредственно мука, молоко и творог, но и макаронные изделия, хлебобулочная продукция, сыры».
Впрочем, стремительно растут розничные цены не только на зерновые и молочную продукцию. Дороже стало и мясо птицы: в июне цены выросли на 2,31%, в июле – еще на 3,01% (показатели прошлого года – 0,47% и 0,61% соответственно). По прогнозам экспертов, из-за засухи сильно пострадает и животноводство, поскольку будет потеряна кормовая база, что вынудит многие сельхозпредприятия пойти на убой скота.
Как считает директор центра макроэкономических исследований компании БДО в России Елена Матросова, влияние засухи на ситуацию в животноводстве даже более критично, чем на само зерно. «Отсутствие дождей привело к гибели значительной части кормовых культур, что может вызвать их дефицит и рост издержек в животноводстве. Зерно составляет значительную долю в стоимости комбикормов, которые, в свою очередь, доминируют в стоимости мяса, молока и яиц. Поэтому рост цен на зерно приведет к ускорению инфляции в первую очередь за счет роста цен на животноводческую продукцию».
Главный экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров также полагает, что ускоренный рост цен на продовольствие повлияет на уровень инфляции. «Продукты составляют порядка 40% потребительской корзины, по которой рассчитывается индекс потребительских цен. Летняя дефляция в последние годы отмечалась всего раза два-три. Обычно инфляция либо замедлялась в августе-сентябре, либо был нулевой рост цен».
«Сейчас наблюдается заметное ускорение темпов роста индекса потребительских цен, но темпы роста стоимости продуктов питания вряд ли будут носить критический характер», – полагает Максим Клягин. По мнению эксперта, даже при развитии наиболее пессимистического сценария рост цен на отдельные товарные группы вряд ли добавит более 2-3 процентных пунктов к прогнозируемому годовому значению инфляции в пределах 8-9%.
Тем не менее катастрофические убытки в сельском хозяйстве уже вызвали волну пересмотров прогнозов уровня инфляции в России. Так, Bank of America Merrill Lynch Global Research изменил его с 7 до 7,8%. Причем, по мнению зарубежных аналитиков, давление на рост потребительских цен окажет не столько запрет на экспорт зерна, который лишит сельхозпроизводителей выручки от продажи продукции на мировых торговых площадках, сколько неизбежный дефицит зерна на российском рынке. «Неурожай пшеницы, который ожидается в этом году в связи с аномальной жарой и засухой, не приведет к значительному ускорению роста цен на продукты. Запрет экспорта более чем компенсирует в России предполагаемое 25-процентное снижение урожая. Кроме того, у России есть резервный запас, которым также может быть покрыт дефицит пшеницы в текущем году», – говорится в обзоре банка.
Аналитики компании «Ренессанс Капитал» также повысили прогноз темпа инфляции в 2010 году для России с 6,3% до 7-7,5%, а в 2011 году – с 6,7% до 8,7%, ожидая значительного роста цен на продукты питания. «Экстремальная для России жара может погубить почти 20% от ожидаемого урожая зерна и уже привела к росту стоимости зерна на внутреннем рынке с начала мая на 72–102% в зависимости от сорта пшеницы и ячменя. Рост цен на зерно приведет к росту издержек производителей продуктовых товаров и, как следствие, росту цен для потребителей», – говорится в обзоре.
Руководитель аналитического департамента Центра экономической экспертизы Олег Козлов полагает, что осенью властям придется вводить жесткие ограничительные меры для сдерживания цен. «Вероятно, правительство в оперативном порядке заключит контракты на поставку мяса, зерновых культур с другими странами. Торговым сетям запретят высокие наценки на социально значимые продукты питания. Тогда и инфляционный рост, возможно, можно будет удержать в разумных пределах».